Чтобы не опускаться до малоприличных поговорок о том, какой оголенной частью тела можно напугать обитающего в центральных районах европейской части России ежа, лучше прокомментируем ситуацию приличным историческим анекдотом. Тем более что он приведен в воспоминаниях Уинстона Черчилля и содержит высказывание всенародно известного в России фольклорного персонажа Иосифа Сталина. Так вот, когда Сталина попросили сделать что-то, чтобы заслужить одобрение Папы Римского, то он переспросил: «А сколько у Папы танковых дивизий?»
Самомнение западных чиновников и правда зашкаливает. Напугать очередной бюрократической структурой русского медведя? А вот с «танковыми дивизиями» у брюссельских бюрократов возникли сложности. Ведь изначально эта совместная миссия планировалась для распределения 100 миллиардного фонда поддержки Украины. Но с деньгами, кто бы мог подумать, оказалось сложнее.
После того, как генсек НАТО Йенс Столтенберг на заседании в Брюсселе озвучил необходимость нового сбора денег, находившиеся там министры, по выражению Politico, “закатили глаза".
Только несгибаемая Анналена Бербок назвала план «правильным и важным». Хотя, если вспомнить с каким трудом и скандалами Германия собирала деньги в предыдущий 50-миллиардный европейский фонд помощи, можно уверенно сказать, что это ее частное мнение. Остальные же не спешили раскошелиться.
Итальянец Антонио Таяни заявил, что «дьявол кроется в деталях». «Нам нужно посмотреть, как это будет работать для каждой страны, какой может быть процент. Это предложение, безусловно, увлекательное и интересное, но прежде чем обещать Украине точную цифру, лучше бы оценить, изучить и понять, как, когда и что можно сделать, кто что должен делать».
У бравых лимитрофов ответ уже был. Но правда у каждого своя. Латыш был уверен, что взносы могут составлять процент от ВВП каждого члена. А эстонец полагал, что хватит и 0,25% ВВП. Большая разница.
И уж совсем непонятно плюсуются ли эти проценты к тем двум, а то и трем процентам ВВП, которые страны НАТО и так обязуются тратить на оборону. А уже, по крайней мере на бумаге, собранные европейцами 50 млрд идут в зачет? Хотя там же реальной помощи только 23 млрд, а остальное в долг.
Да и вообще на фоне последних жарких споров кто больше дал денег Киеву – США или Европа – больше всего реализма проявил, как ни странно, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. «Украина практически не имеет шансов получить 100 млрд долларов от НАТО при сохранении текущей модели финансирования», - уверен он.
Вот что значит советское детство. До 10 лет Кулеба жил со мной в одном государстве и, наверное, слышал мою любимую детскую песенку: «Как легко на гладкой карте стрелку начертить! Но потом идти придется через горы и овраги…Так что прежде, человечек, выучись ходить!»