Западные «партнеры» призывали Зеленского провести выборы. Доказать «демократическую сущность» украинского режима. В прошлом году спикер Парламентской ассамблеи Совета Европы Тини Кокс заявлял: «Это не наш вопрос — указывать, как это сделать, но, конечно, Украина должна организовать свободные и честные выборы. Потому что это ваше обязательство по уставу Совета Европы». Американский ястреб, сенатор Линдси Грэм говорил во время визита в Киев: «Я хочу, чтобы в этой стране состоялись свободные и честные выборы. Американский народ должен знать, что Украина изменилась. В прошлом это была очень коррумпированная страна». А выборы — «следующий шаг в становлении демократии».
Но не сложилось. Зеленский для порядка по привычке потребовал от Запада 5 млрд на проведение выборов, не получил их, и выборы были отменены. В принципе, понятно почему. В начале марта этого года украинская социологическая компания SOCIS опубликовала опрос, кого бы украинцы выбрали президентом. На первом месте оказался бывший главком ВСУ Валерий Залужный — 41,4%. Поддержка Зеленского — 23,7%. Во втором туре 67,5% избирателей проголосовали бы за Залужного, 32,5% — за Зеленского.
Ну, и где теперь Залужный? И где выборы? А Зеленский с поддержкой менее четверти населения – вот он. Прекрасное доказательство «демократической сущности». В роли просто узурпатора он побудет 50 дней. После 20 мая у него истекает срок полномочий. И даже на самой Украине еще не очень уверены (нет решения конституционного суда) – а будет ли Зеленский легитимен после этого.
Что в этом хорошего для нас? А то, что Россия до сих пор официально считала Зеленского легитимным президентом Украины. То есть, теоретически, с ним можно было вести переговоры. А теперь – даже теоретически это будет обосновать крайне сложно. А уж после 20 мая…
И здесь весьма интересно сделанное на неделе заявление Лаврова, о признании легитимности Зеленского после 20 мая: «Что будет 21 мая… Давайте доживем до этого. Может, там и не потребуется ничего признавать». Это заявка на бомбу. В каком хотите смысле. Даже в том, что действующий легитимных глав государств противоборствующие стороны негласно договариваются не трогать. А тут такое.
И опять же директор ФСБ Бортников не просто так сказал: «Все, кто совершают преступления в отношении России и российских граждан, являются законной целью». А на вопрос «А что же они живы до сих пор?» ответил: «Всё впереди».
Всю неделю вражеские голоса наперебой, как воробьи на пригреве, вещали о том, что Украине без западной помощи теперь уж точно несдобровать. Русские прут вперед, и она будет терять территории и чем дальше, тем сложнее будет положение. Илон Маск спрогнозировал потерю Украиной Одессы и заявил, что главный вопрос – останется ли у Киева Причерноморье. Собственно, примерно то же самое говорил и Зеленский в очередном интервью на развалинах. Но, конечно, с упором на то, что вот отступать будем, но дайте грошей и оружия и когда мы выйдем на границы февраля 2022 года, тогда можно будет и договариваться. Не обязательно же возвращать границы 1991 года военным путем. Размышлять о смене риторики и обсуждать тут, однако, нечего. Ничего не поменялось. Кремль не напрямую, конечно, но косвенно ответил устами Пескова: дырку вам от бублика, а не границы даже 22-го года, у России появилось 4 новых региона и с этим нельзя не считаться.
Впрочем, недооценивать врага – себе дороже. Есть несколько признаков, что киевский режим меняет стратегию. Во-первых, он просит дальнобойные ракеты прямо указывая на то, что будет бить по Крыму. Во-вторых, в Киеве постоянно говорят, что собираются лишить Россию Черноморского флота (заметим, адекватного противодействия безэкипажным катерам еще не придумано). В-третьих, хотя это уже из раздела домыслов и народной конспирологии, Зеленский в последнем видео из медкабинета, где его прокапывают, появился впервые не в зеленой, а в синей футболке. Под морячка косит, намекает?
Интересные процессы продолжались на неделе и в экономике. Путин на коллегии Генпрокуратуры заявил, что «ни о какой деприватизации речь не идёт, когда говорят о возврате в госсобственность крупных предприятий». И почти сразу после этого выяснилось, что Генпрокуратура требует обратить в доход государства активы группы «Макфа» стоимостью 46 млрд рублей. Поскольку считает, что «Макфа» и другие компании («Смак», «Челябинскоблгаз») имеют «коррупционное происхождение, поскольку их бенефициары Михаил Юревич и Вадим Белоусов занимались бизнесом, будучи представителями органов госвласти». А в целом в 2022–2023 годах в суды поступили (как посчитали один фонд и одна газета – оба иноагенты) «рекордные 40 требований о национализации 180 частных компаний». Как же так? Да очень просто – это не деприватизация, а восстановление законности. Ни для кого не секрет, что приватизация в России была в 90-е сплошным воровством и разграблением страны. Так что теперь куда ни ткни – надо восстанавливать законность. Вот и все рекорды. Надеюсь, не последние, и тыкать Генпрокуратура начнет еще активнее.
Да и на культурно-образовательном фронте хотелось бы больше активности от тех, кому положено. Совместными усилиями, но «снизу» (рад, что приложил руку), удалось, например, отменить в Москве спектакль «драматурга» иноагента Шендеровича. Понятно, что «сверху» на частный театр сложнее воздействовать и ответственного чиновника не найти. Но вот 26 марта состоялся досрочный ЕГЭ по русскому языку. И среди текстов, по которым предлагалось написать сочинение, есть и фрагмент произведения Светланы Алексиевич про Чернобыль. Записной русофобки, которая, по ее же словам, «преклоняется перед украинскими солдатами», а русских считает фашистами. Вот здесь чиновников, которые отвечают за составление списков литературы для ЕГЭ, найти несложно. И я сильно сомневаюсь, что они просто «недосмотрели» - мол, Алексиевич ведь даже не в списках иноагентов. Я больше чем уверен, что они из категории «ждунов» - затаившихся, притихших, в меру сил саботирующих и подгаживающих. Таких в московских коридорах хватает. Заразу надо вычищать – любой доктор скажет.