Запад мстит Сербии за провал госпереворота
Помните, как в конце декабря 2023 года весь мир пристально следил за разворачивающимися антиправительственными протестами в Сербии? Оппозиционная «Сербия против насилия» попыталась после парламентских выборов устроить нечто похожее на Украину образца 2014 года. Причиной недовольств был провал оппозиции на выборах в столице, которая обычно была оплотом прозападных сил в этой балканской стране. Уж не знаем, кто там оппозиции нашептал, что результаты были нечестными? Хотя догадываемся.
Сам сценарий протестов явно указывал на работу Запада, который, судя по всему, даже не удосуживается менять собственную методичку. Работает – значит, будем пропихивать. Однако слаженная работа силовых структур Сербии обломила ручонки загребущего Запада. Протесты через время утихли, оппозиция ушла в анабиоз (к несчастью, нельзя сказать, что навсегда), а аналитики стали предугадывать, чем Запад теперь может ответить официальному Белграду.
Самое очевидное предположение – нацеленность на Косово. Как говорится, не можешь раскачать внутри, попробуй коснуться наиболее уязвимого, но чуть подальше от сербской столицы. Да и тем более, что опыт в этом у Запада и его сателлитов в Албании имеется.
Другое предположение – Сербия под давлением то ли Вашингтона, то ли Брюсселя согласится присоединиться к антироссийским санкциям, что откроет Белграду путь в ЕС. Но такая глупость могла, не в обиду болгарскому народу, сработать в Болгарии. Исторически это государство подстраивалось под те условия, которые ему были на тот момент выгодны. И примыкало к тем, с кем на тот момент было удобнее. Не важно, на каких условиях. Сербия же более упряма. А поэтому и этот сценарий, как бы ни пыталась его продвигать какая-нибудь Урсула фон дер Ляйен и иже с ней, немного затух.
Еще тогда, в конце года, автор этого материала посмела взять на себя ответственность и предположить, что удар может прийтись по менее обсуждаемому, но не менее болезненному региону – Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины. И сейчас оказывается, что основной удар именно туда и приходится, не исключая, конечно, и того, что было указано выше.
Нынешнюю напряженность, которая напрямую касается Сербии, наверное, можно сейчас назвать наиболее мощной. Во всяком случае, глаза тех, кто анализирует ситуацию в Балканском регионе, сейчас скользят по карте от Приштины до Баня-Луки. Ранее ощущался больший уклон в сторону непризнанного Косово.
Казалось бы, вот только была годовщина начала бомбардировок Югославии силами НАТО. Ни у кого уже не осталось сомнений (конечно, у здравомыслящих людей), что США и их союзники причастны к этим ужасам 25-летней давности. Но сам же Запад не стесняется вновь давить на те же сербские мозоли. Разберемся в них чуть подробнее.
Запад тянет Косово на себя
Год назад – в апреле 2023 года – на севере Косово и Метохии прошли выборы в органы местного самоуправления. Местные сербы их всячески бойкотировали. Явка составила, по словам главы канцелярии по Косову и Метохии при правительстве Сербии Петара Петковича, 3,47%. Проголосовало порядка 1566 албанцев и всего лишь 13 сербов.
Тогда Петкович назвал организованные Приштиной выборы «антидемократическими», а Вучич обвинил западные страны в «оккупации сербского народа» и попытке «сломить Сербию». Учитывая, что ЕС и США участвуют в попытках якобы нормализовать отношения между Приштиной и Белградом, все-таки события в крае лишь подчеркивают циничный характер подобных усилий.
Как выглядит ситуация в Косово сейчас в нескольких примерах. На днях албанские власти самопровозглашенной республики Косово убрали со входа в здание администрации надпись на сербской кириллице.
По некоторым данным, в 2023 году присутствие сербских товаров в крае сократилось на 47%. Зато повысился импорт из Албании и Северной Македонии. Это было связано с принятыми властями самопровозглашенной республики ограничительными мерами, которые и привели к падению доли сербских товаров.
Именно Албания в два раза увеличила зарплату своим солдатам в составе миссии КФОР в Косово и Метохии. Это говорит само за себя.
В феврале косовские власти запретили хождение сербского динара на территории края. Единственная валюта в крае – евро. Сербские наблюдатели не исключают, что этот шаг потянет за собой множество проблем: под ударом уже оказались все сербские учреждения — школы, больницы, сербская библиотека в Грачанице. Могут возникнуть трудности с выплатой пенсий, социальных пособий и другими формами поддержки сербов в Косово со стороны Белграда.
И, пожалуй, самое важное. 27 марта политический комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы проголосовал за принятие Косово в эту организацию. Еще до этого решения парламент Сербии предупредил, что если в Совет Европы официально будет принято Косово, то Сербия сама выйдет из организации.
Напомним, что сама Россия в марте 2022 года вышла из СЕ. По заявлению российского внешнеполитического ведомства, недружественные России страны ЕС и НАТО, злоупотребляя имеющимся у них абсолютным большинством в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ), долгое время продолжали «линию на разрушение Совета Европы и общего гуманитарно-правового пространства». Было также добавлено, что «Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования».
По сути, демонстрация самолюбования происходит и в случае с Сербией. Фактически выход из СЕ означает и прекращение действия на территории вышедшего из организации государства ее механизмов: например, отказ от Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), также сами граждане вышедшей страны не смогут обращаться в ЕСПЧ.
В принципе, мало что меняется в случае выхода. Разве что, лишний раз не нужно контактировать с исключительно прозападно настроенными элементами и платить взносы. Но это очевидные плюсы. По словам Вучича, Совет Европы «ничего не решает» и выход из него не является проблемой.
И, в принципе, так оно все и есть. Но зная гнилую суть Запада, здесь проглядывается коварная хитрость: не мытьем, так катаньем Косово пытаются пропихнуть в Европу, отменяя претензии Сербии. Плюс к этому, не совсем ясно, как возможный выход Сербии из СЕ отразится на отношениях страны с другими членами ЕС. Все-таки, чисто географически Сербия, в отличие от России, находится в более уязвимом положении. Окружение явно не благоволит резким движениям. В любом случае, окончательные дебаты и голосование по вопросу будущего непризнанного Косова в СЕ пройдет в конце апреля.
Босния и Герцеговина: инструмент давления на Вучича через Республику Сербскую
Республика Сербская, о которой часто и незаслуженно забывают, тоже для Запада способ ввести в тонус официальный Белград. Ни в коем случае не стоит сливать Республику Сербскую и Сербию воедино. Республика Сербская – созданное в 1992 году государство в составе Боснии и Герцеговины. Сложная система власти, учитывающая интересы трех государствообразующих народов (бошняков, сербов и хорватов), стала возможна согласно принятому в 1995 году Дейтонскому соглашению. Сербы получили 49% территории, боснийские мусульмане и хорваты – 51%. Столица БиГ – Сараево, а фактическая столица Республики Сербской – Баня-Лука.
Так вот, Баня-Лука фактически координирует и работает в тесной связке с официальным Белградом. Более того, Республика Сербская активно контактирует с Россией. Например, в феврале этого года президент Республики Сербской Милорад Додик приезжал в Казань и встретился с президентом России Владимиром Путиным. Логика ясна: с кем, как не с Россией важно контактировать в условиях усиленного давления Запада на хранящие свою идентичность государства.
Но вот, как любопытно разворачивается ситуация. Так называемый высокий представитель по БиГ Кристиан Шмидт предложил внести изменения в закон о выборах в стране.
По словам, простите, преступника Шмидта, целью «пакета добропорядочности» (как же отвратительно это звучит из уст западных политиков) было восстановление доверия избирателей с помощью таких мер, как электронное сканирование, подсчет бюллетеней и идентификация избирателей, а также повышение профессионализма избирательных комиссий. Изменения также подразумевают назначение председателей избирательных комиссий Центризбиркомом, который базируется в Сараево.
Боснийские сербы без энтузиазма отнеслись к изменениям, а Додик напомнил, что Шмидт не был одобрен Советом Безопасности ООН и его назначение не одобрили Россия и Китай.
Почему мы назвали здесь Шмидта преступником – поясним. Впарить некие изменения в избирательном процессе он пытается уже второй раз. Он изменил закон о выборах в 2022 году, чтобы якобы преодолеть тупик в формировании регионального правительства после парламентских и президентских выборов.
Уж не знаем, что это улучшило, но любое вмешательство в избирательный процесс в этом регионе – дело неблагодарное. Более того, можно легко себе представить, что могут сделать с боснийскими сербами такие вот «миротворцы», учитывая, что в Сараево Додика судят за неподчинение решениям Шмидта.
Тут можно делать выводы самостоятельно, но сразу возникает мысль, а не попытка ли это убрать с арены самого Милорада Додика? Западу не нужны такие смелые политики. У самих же таких нет, вот и крючит. Тем более, что Додик неоднократно заявлял: если Сараево не будет выполнять Дейтонские соглашения, то РС выйдет из состава БиГ. Не хотелось бы прогнозировать такие вещи, но это прямой путь к большому конфликту. А мы помним, чем это заканчивается, когда туда включается Запад. Вспомним проведенную в 1995 году операцию НАТО против боснийских сербов «Обдуманная сила». Фактически то же самое было повторено этим же Альянсом с Югославией в 1999 году.
Помимо этого, как высказываются некоторые аналитики, в случае конфликта РС с представителями Запада Вучичу придется более уверенно поддерживать боснийских сербов, что тоже момент довольно сложный для отношений Белграда с остальным миром.
Наверное, и так уже достаточно. Но Запад и на этом не останавливается. Не просто так совсем недавно ЕС вдруг решил начать переговоры именно с БиГ по вступлению в союз.
А еще, что более ужасно, уже готовится резолюция по Сребренице, которую рассмотрят на Генассамблее ООН 27 апреля. О событиях в этом городе наверняка знают все, подробно останавливаться на деталях не будем. Важно другое – во всем том ужасе, жертвами которого стали боснийские мусульмане (хотя и жертв среди сербского населения Боснии было много), обвинили вновь Сербию. Геноцидом, кстати, эти события не признали. Однако же рассмотрение этого вопроса в апреле может означать, что события июля 1995 года признают геноцидом, а Сербию – его вершителем. В 2015 году не получилось, хотят попробовать снова.
Силы нынешних сербских властей достаточно крепки. Во многом, некоторые из вышеописанных вещей можно считывать как некий шантаж, но Запад точно не остановится в своих зверских попытках расчленить и подчинить Сербию.
В истории этой страны немало кровавых страниц. Но Сербия знает, как этому противостоять. Как некогда сказал святитель Николай Сербский, «воистину, когда человек узнает, как уничтожалось сербское государство, как уничтожались сербы, как их мучили и уводили в рабство, воистину станет ясно, какое чудо Божие в том, что на свете еще существует сербский народ и слышна еще сербская речь». И будет слышна.