После освобождения от украинской армии, пытавшейся превратить Авдеевку в неприступную крепость, выглядит город не самым лучшим образом. В отдельных районах до сих пор немало разрозненных групп боевиков, не все из которых хотят сдаваться в плен. Хватает и заминированных мест, поэтому обследовать город бойцам приходится с большой осторожностью.
Удивительно, но в Авдеевке до сих пор остаются гражданские. В основном это пожилые люди, которые не захотели покидать свои дома. Сейчас многие из них нуждаются в медицинской помощи. Во время боевых действий люди были вынуждены жить в подвалах, питаться приходилось запасами картошки и тушенки, поскольку в городе не работали магазины. Тем же, у кого не было еды, пришлось голодать, но труднее всего пришлось с добычей воды. Приходилось прятаться и от боевиков, которые хотели использовать жителей Авдеевки для «обороны» города.
Один из спасённых людей – 69-летний уроженец Казахстана Петр Михайлович, двадцать лет отработавший на Чукотке бурильщиком. Отношения с ВСУ у мужчины не складывались, украинские солдаты даже угрожали ему обстрелом. Когда же в дом Петра Михайловича пришли военнослужащие из России и спросили, готов ли он к эвакуации, он признался: «Хоть ползком готов». И таких историй немало, как и спасённых горожан.
«Не верится, что мы находимся в безопасной зоне, – рассказывает журналистам пожилая жительница Авдеевки, – Даже на душе легче. Это было очень страшно – снаряды летели со всех сторон, аж дом подпрыгивал. Не знали, в какой угол спрятаться. В подвале страшно, в хате тоже страшно...»
«Солдат ВС РФ впервые увидели сегодня утром, даже своим глазам не поверили, – делится эмоциями другой пенсионер. – Мы не то, чтобы были рады, мы не поняли... Они как-то адекватно зашли, я ожидал, что будет страшнее – мало ли что могут подумать военные мужики. Но разобрались, всё адекватно, сейчас нас эвакуировали. Я рад, потому что сейчас еду в безопасное место...»
Ещё одна чудом спасшаяся пенсионерка – 69-летняя Нина Леонидовна Юдина, которая рассказала о том, как они выбирались из Авдеевки в последний момент — 15 февраля. «Жили мы в центре города, на "Химике", в чужой квартире, потому что нашу разбомбили. Потом пришли ребята из ДНР и сказали, чтобы мы собирались. Мы на скорую руку собрались, в чём были, и пошли, а вокруг были слышны выстрелы. Шли между домов, они все разрушенные, а вся земля вокруг в стёклах и арматуре. Я всё время падала, а меня поднимали и держали под руки. Так мы шли часов до семи, и вышли в итоге до Весёлого. Когда мы шли, украинцы всё время стреляли по нам». По словам пенсионерки, ее родной дом еще 26 апреля расстреляли украинские боевики. «Не знаю, зачем они это сделали. За день до этого они ходили вокруг нашего дома и что-то высматривали, а на следующий день, в субботу, я собралась печь кулич к Пасхе и уже поставила тесто, как вдруг вокруг меня всё закачалось, словно качели. Через десять минут вся квартира была в дыму, а у меня лежачая мама с переломом шейки бедра. Потом сосед, бывший афганец, сказал, что обстрел был с украинской стороны».