Сразу несколько ведущих американских СМИ написали со ссылкой на «достоверные источники» о том, что Россия разрабатывает систему ядерного оружия против спутников в космосе с целью «ослепить» американскую разведку. И это явная угроза нацбезопасности США.
Что тут сказать. Да, США давно опередили на порядок нас в количестве и качестве космической группировки. У них на орбите тысячи космических аппаратов, у нас — пара сотен. Естественно, что Вашингтон очень не хотел бы лишиться своего космического превосходства. Другое дело, зачем России приписывать желание действовать в космосе варварскими методами?
Американских политиков встревожил доклад разведки о том, что Россия недавно запустила «новый противоспутниковый потенциал, то есть спутник, который может атаковать другие спутники».Этот спутник, как предполагает разведка США, оснащен ядерной установкой и обладает возможностями радиоэлектронной борьбы, направленными на американские военные спутники.
Правда, в Вашингтоне постарались сразу же «отыграть назад» и заявили, что «российская противоспутниковая угроза» хоть и существует, но не дошла до горячей фазы, и президент Байден с ней безусловно справится.
В российском сегменте Интернета сразу же начали толковать американские намеки на российский «космический ядерный аргумент». Многие эксперты сошлись на том, что речь идет, скорее всего, о российских разработках в области космических ядерных энергоустановок. Тема не новая. И совсем не секретная. Еще пару лет назад российское государственное информагентство рассказало о так называемом «ядерном буксире» или по-иному о транспортно-энергетическом модуле «Зевс».
Алексей Рогозин напомнил о древнем, советском еще проекте 1970-1980-х годов. СССР в ответ на американскую программу «Звездных войн» намеревался запустить боевую космическую станцию под названием «Полюс» или «Скиф-ДМ». Она представляла собой газодинамическую лазерную пушку, которая выводила бы из строя спутники и уничтожала ракеты вероятного противника. По некоторым сведениям, «Скиф» мог нести ядерные мины, которые выбрасывались бы специальной пушкой.
А еще существовала целая программа боевых орбитальных станций «Алмаз». Пять штук успели запустить на орбиту.
Но этот и подобного рода проекты были благополучно похоронены при Горбачеве.
Почему американцы именно сейчас озаботились космической ядерной темой. Одну из версия озвучил кремлевский спикер Дмитрий Песков. По его словам, Белый дом пытается добиться финансирования «правдами и неправдами», пускаясь на различные уловки.
Еще одну версию примерно полвека назад высказал Владимир Высоцкий. Помните «Письмо из Канатчиковой дачи»? «Уважаемый редактор! Может, лучше — про реактор? Там, про любимый лунный трактор? Ведь нельзя же! — год подряд То тарелками пугают — Дескать, подлые, летают, То у вас собаки лают, То руины говорят!»
Ну, а если серьезно, о чем, собственно, говорят американцы? Вот что на это счет думает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:
- Если говорить о том, что Россия «что-то ядерное» делает для космоса, то это никакой не секрет. Это энергетическая ядерная установка или транспортно-энергетическая установка, которой занимаются у нас. Тот же Институт космических исследований занимается ею в своей части.
- Для чего она нужна?
- Чтобы получать энергию в достаточных объемах, если так можно говорить, для того, чтобы дальше, используя полученную с ее помощью электроэнергию, применять в плазменном двигателе.
Такие плазменные двигатели применяют многие космические страны. Но мы в этом сегменте пионеры. Это абсолютно точно. Настолько пионеры, что наши плазменные двигатели малой тяги (там импульс измеряется буквально в граммах силы) были поставлены международной компании OneWeb. У нее в орбитальной группировке более сотни спутников связи, и все они снабжены нашим плазменным двигателем. В мире есть и другие плазменные двигатели, но наши считаются более надежными, поэтому их купили.
Если же речь идет о каком-то ином использовании ядерной энергии в космосе, то сразу скажу, мне об этом ничего не известно. Здесь можно только строить всякие предположения.
- Например, какие?
- Допустим, ядерные взрывы в космосе устраивать. Но здесь какая штука, это не то чтобы очень эффективно, а, просто скажем, неэффективно.
- В каком плане?
- Если вы такой взрыв устраиваете в космосе, то надо иметь в виду следующее. Главное воздействие ядерного взрыва — это ударная волна и тепловое воздействие. Ударная волна в космическом вакууме отсутствует. Нечем ударять. Тепло тоже нечем переносить в безвоздушном пространстве.
Чем можно воздействовать, так это электромагнитным импульсом. На самом деле, мы такие импульсы регулярно получаем, но исключительно - от Солнца. Электромагнитные бури на Земле — это следствие. От них страдают люди, электроника.
Но если вы такой искусственный электромагнитный импульс сгенерируете на орбите, то тогда на расстоянии примерно в тысячу километров вся аппаратура спутников, которые находятся на таком удалении, скорее всего, выйдет из строя. При этом возникает вопрос: как вы различите — наши это аппараты или нет?
-То есть такой электромагнитный импульс превратит в космический мусор тысячи аппаратов — американских, китайских, российских...
-Да, избирательности нет. И как ее добиться — может, кто-то знает, но я не знаю. Так что это все, что говорится на эту тему в США — это информационный шум на уровне разговоров и пугалок.
- Вроде вечных разговоров про НЛО и гуманоидов?
- Да, примерно так. Это хорошее сравнение, и я с ним согласен.
Что касается проекта, с которого мы начали — ядерной энергоустановки малой мощности, то это исключительно гражданский проект, он совершенно не предназначен для каких-то военных целей. Если подумать, наверное, можно что-то придумать для военного применения. Но насколько я знаю, ничего подобного нет.