МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Новая битва за лидерство в ядерной энергетике: США бросились вдогонку за Россией и Китаем

Американцы резко отстают по компактным реакторам

США, Россия и Китай соревнуются за господство в ядерной энергетике новой волны — и, соответственно, за завоевание глобального влияния.

Фото: Global Look Press

У берегов Сибири, недалеко от Аляски, российское судно стоит в порту уже четыре года, рассказывает американский канал CNN. Первая в мире плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов" обеспечивает энергией около 200 000 человек на суше, используя ядерную технологию следующего поколения: небольшие модульные реакторы. Эта технология также используется ниже уровня моря. Десятки американских подводных лодок, скрывающихся в глубинах мирового океана, приводятся в движение компактными реакторами (SMR).

Реакторы SMR, которые меньше по размеру и обходятся дешевле, чем традиционные крупномасштабные реакторы, быстро становятся следующей большой надеждой на ядерный ренессанс, поскольку мир борется за сокращение использования ископаемого топлива. А США, Россия и Китай борются за доминирование в их производстве и продаже, отмечает CNN.

Администрация Байдена и американские компании вкладывают миллиарды долларов в SMR в стремлении к бизнесу и глобальному влиянию. Китай лидирует в области ядерных технологий и строительства, а Россия производит почти все мировое топливо для SMR. США играют в догонялки и в том и в другом, признает CNN.

Нет никакой загадки в том, почему США хотят войти на рынок. Они уже проиграли гонку за энергией ветра и солнца Китаю, который сейчас поставляет большую часть солнечных панелей и ветряных турбин в мире. Большая проблема: США не удалось добиться коммерческой работы SMR на суше.

SMR потенциально представляют собой огромный глобальный рынок, который мог бы принести деньги и рабочие места в США, которые пытаются продавать целые парки реакторов странам, а не заказные крупномасштабные электростанции, которые, как известно, превышают бюджет и значительно опережают сроки сдачи.

Хотя SMR вырабатывают меньше энергии — обычно треть от традиционной установки, — они требуют меньше места и могут быть установлены в большем количестве мест. Они состоят из небольших деталей, которые можно легко доставить и собрать на месте, как пакет для атомной электростанции.

Большинство стран пытаются быстро обезуглеродить свои энергетические системы, чтобы справиться с климатическим кризисом. Ветер и солнечная энергия в настоящее время обеспечивают по меньшей мере 12% мировой электроэнергии, а в некоторых местах, таких как Европейский союз, они обеспечивают больше, чем ископаемое топливо. Но растет необходимость в срочной очистке наших энергетических систем, поскольку экстремальные погодные явления сеют хаос на планете и сохраняются проблемы с возобновляемыми источниками энергии.

По мнению некоторых экспертов, ядерная энергетика — во всех ее формах, больших или малых — призвана сыграть важную роль в этом переходе. Международное энергетическое агентство (МЭА), которое изложило то, что многие эксперты называют наиболее реалистичным планом по декарбонизации в мире, видит необходимость более чем удвоить ядерную энергетику к 2050 году.

“Определенно идет огромная гонка, - констатирует Джош Фрид, руководитель программы по климату и энергетике в аналитическом центре Third Way. – У Китая и России больше соглашений о строительстве всевозможных реакторов за рубежом, чем у США. Это то, что США нужно наверстать упущенное”.

США пытаются продать технологию SMR странам, которые никогда в своей истории не использовали ядерную энергетику. Чтобы убедить их в том, что SMR - это хороший вариант, им нужно будет серьезно задуматься о безопасности.

Во всем мире строительство обычных атомных электростанций сократилось после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Они снова сократились после катастрофы на японской АЭС "Фукусима" в 2011 году, в основном благодаря множеству новых проектов в Китае, свидетельствуют данные отчета о состоянии мировой атомной промышленности.

Большая часть мира в течение последнего десятилетия или около того равнодушно относилась к ядерной энергии.

Но, по словам МЭА, грядет ядерный ренессанс. Организация прогнозирует, что производство ядерной энергии во всем мире достигнет рекордного уровня в 2025 году. Это потому, что несколько традиционных атомных электростанций в Японии, которые были приостановлены после "Фукусимы", вскоре будут перезапущены, а новые реакторы в Китае, Индии, Южной Корее и Европе начнут работать.

Похоже, что давние десятилетиями опасения по поводу ядерной безопасности начинают исчезать, и люди - или, по крайней мере, их правительства — взвешивают выгоды и риски, включая проблему хранения радиоактивных отходов, которые могут оставаться опасными в течение тысяч лет. Это могло бы создать более благоприятный рынок для стран, желающих экспортировать SMR.

Если SMR помогут повысить популярность ядерной энергетики, они могут стать мощным средством борьбы с изменением климата. Согласно анализу, проведенному Our World in Data, ядерная энергетика, как правило, при использовании не выделяет углекислого газа, который приводит к потеплению планеты, и генерирует больше энергии на квадратный метр землепользования, чем любое ископаемое топливо или возобновляемые источники энергии.

На переговорах COP28 по климату в Дубае в декабре США взяли на себя обязательство утроить мировые мощности ядерной энергетики, к которому в настоящее время присоединились 25 стран. А правительство США выделило 72 миллиона долларов на свою международную программу SMR, известную как FIRST, чтобы предоставить странам целый набор инструментов — от мастерских до инженерных изысканий и технико—экономических обоснований - чтобы обеспечить их всем необходимым для покупки парка SMR, произведенного в Америке.

Но большие деньги поступают в виде займов от государственных финансовых институтов, таких как Экспортно-импортный банк США и его Международная финансовая корпорация развития, которые предложили 3 миллиарда долларов и 1 миллиард долларов соответственно. Они поступили на две установки SMR в Польше, разработанные GE Hitachi Nuclear Energy, американо-японским партнерством со штаб-квартирой в Северной Каролине.

США и американские компании также добиваются успеха в Юго—Восточной Азии — регионе, где многие страны стремятся ослабить свои связи с Китаем, - а также в Центральной и Восточной Европе, где некоторые страны, зависящие от российского газа, пытаются сократить свою зависимость от все более враждебной России.

Эти усилия могут угрожать амбициям Москвы за рубежом, утверждает CNN. Россия уже построила или спроектировала атомные станции традиционного типа для Китая, Индии, Бангладеш, Турции, Словакии, Египта и Ирана. А десятки стран проявили интерес к плавучим SMR российского производства.

У России, признает CNN, есть еще одно преимущество: ее государственная ядерная компания обеспечивает почти весь мировой спрос на уран, обогащенный в качестве топлива для SMR, известный как HALEU.

Но США и Великобритания, среди прочих, инвестируют в собственное производство топлива у себя дома.

Китай строит не так много атомных электростанций за рубежом, но как единственная страна, имеющая действующую на суше SMR, он находится в хорошем положении, чтобы завоевать значительную долю рынка.

Американским компаниям, занимающимся атомной энергетикой, очень трудно конкурировать с компаниями из таких стран, как Россия и Китай, у которых есть государственные предприятия, которым не нужно доказывать экономичность своей электроэнергии, отмечает CNN.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах