После того, как блок «Мать Армения» принял участие в антиправительственных митингах в сентябре прошлого года, призывая сместить премьера Никола Пашиняна из-за сдачи Нагорного Карабаха, для оппозиционеров настали нелегкие времена. По словам Нарине Айрапетян, она была похищена прямо на улице 15 января. Неизвестные люди посадили ее в автомобиль, завязали глаза и привезли в отдаленное место, где некто пообщался с ней о ее политической деятельности. В ходе разговора звучало требование «оставаться в рамках и прекратить жесткую критику». После разговора Айрапетян отвезли назад таким же образом. Депутат обратилась в полицию, но это не дало результатов, а сама женщина была вынуждена покинуть Армению.
«Несколько дней у нас не было связи с ней. Выйдя на связь, Айрапетян сообщила, что уехала из страны, так как на нее оказали давление в полиции, заставив отказаться от показаний и дать новые», – рассказали в заявлении коллеги Айрапетян. Что же касается армянских силовиков, то у них на происшествие имеется своя версия событий. По словам пресс-секретаря Следственного комитета Армении Гора Абрамяна, Айрапетян заявила им, что ее «никто не похищал, а заявление о похищении она сделала из политических соображений».
«Никол Пашинян начал преследование всех тех лиц и сил, которые хотят сохранить страну, которые не хотят враждебного отношения к России, которые не хотят, чтобы Сорос и Запад управляли Арменией, а РА стала их марионеткой. Мало того, что Пашинян и его силовые структуры продали Карабах, они продают и Армению. Внутри РА начались преследования», – рассказала она в видеосюжете. По словам женщины, её под давлением заставили дать показания против главы блока «Армения» Андраника Теваняна, а также против сына второго президента Армении Роберта Кочаряна Левона Кочаряна. Теперь она считает наиболее безопасным местом для себя Россию и просит у властей нашей страны политическое убежище. Дадут или нет – неизвестно. Армения — член ЕвразЭС, то есть формально дружественного государства. Давать политубежище гражданам таких стран до сей поры было не принято. Но все меняется...
Произошедшее для «Московского комсомольца» оценил политолог, старший преподаватель МГИМО МИД РФ Алексей Зудин.
– Безусловно, курс Пашиняна на постепенное и осторожное отстранение от России продолжается. И один из результатов этого – репрессии против противников этого курса, что мы видим на примере заявления Нарине Айрапетян, – считает Зудин. – Обращение за политическим убежищем в данном случае не является чем-то из ряда вон выходящим. И, на мой взгляд, само по себе межгосударственные отношения ухудшить не может. Другое дело, как распорядится этим фактом Пашинян и захочет ли использовать это обстоятельство для того, чтобы нанести еще какой-нибудь ущерб отношениям Армении с Россией. Но нужно отметить, что этот случай требует всесторонний и доскональной проверки. Потому что не исключено, что все это сделано сгоряча. Обстоятельства конфликта пока что известны в изложении одной стороны. Нужно убедиться, что все действительно так, как излагает человек, заявивший о просьбе политического убежища.
– Если Россия предоставит убежище армянским политическим деятелям, может ли последовать ответная реакция со стороны армянских властей в выдаче политического убежища уже нашим оппозиционерам?
– Не исключено, что Пашинян может ответить аналогичным образом. В межгосударственных отношениях распространены зеркальные меры.
Сам же по себе факт выдачи политического убежища, если такой произойдет, вряд ли будет свидетельствовать о том, что отношения между двумя странами находятся на очень высоком уровне.