Трагедия произошла в Белгородской области примерно в 11 часов. Самолет, на борту которого находились 65 украинских военнопленных, потерял управление при заходе на посадку в районе села Яблонево. Местные жители рассказали, что перед крушением самолета слышали два мощных взрыва, после чего раздался звук от падения самолета.
Следом шел второй самолет Ил-76 с 80-ю украинскими военнопленными на борту. Его развернулся сразу после падения лидера. Обмен пленными между Россией и Украиной должен был состояться 24 января около 13 часов дня в Краснояружском районе Белгородской области.
Сбитый Ил-76 постоянно использовался для доставки пленных в район обмена. Так, на этом самолете доставили украинских пленных 3 января.
Глава Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов подтвердил, что руководство Украины прекрасно знало о готовящемся обмене и было проинформировано о том, каким образом пленные будут доставляться.
Украинские источники также подтверждают, что маршрут для обмена пленными был согласован сторонами. В Киеве знали не только модель, бортовой номер самолета, перевозившего пленных, но и дату, на которую назначен обмен. Поэтому перепутать «гуманитарный борт» с другим военным самолетом было невозможно.
Украинские военные косвенно подтвердили причастность к ЧП в Белгородской области: сразу же после крушения Ил-76 украинские СМИ со ссылкой на Генштаб Украины заявили, что сбили самолет, перевозивший ракеты комплексов С-300, переделанные для запуска по наземным целям. После появления информации о военнопленных на борту Ил-76, эти сообщения стали быстро подчищаться в украинских пабликах.
Версий того, как был сбит Ил-76, несколько. Во-первых, это может быть делом рук диверсионных групп, проникших на нашу территорию. У диверсантов могут быть на вооружении переносные зенитные ракетные комплексы. Но могли быть задействованы и зенитные комплексы большой дальности, те же С-300 или «Бук». Расстояние до Белгорода от границы — порядка 20 километров.
По данным одного из военных каналов, накануне вблизи нашей границы удалось подбить два немецких зенитных ракетных комплекса IRIS-T, которые ВСУ подтянули к нашей территории.
Военный эксперт Алексей Суконкин считает, что противник сбил самолет Ил-76 натовскими комплексами.
- ВСУ могли использовать зенитные комплексы SAMP-T или Patriot, - говорит он. - Дальность этих комплексов позволяет достать военно-транспортный самолёт. Обычно они летают на большой высоте, и их видно издалека. Наземная радиолокационная станция на небольшой мачте видит такую цель на удалении в несколько десятков километров. Комплекс Patriot работает по целям на дальности более 100 километров.
Суконкин убежден, что самолет с украинскими военнопленными был сбит намеренно. Он напомнил инцидент в поселке Еленовка в июле 2022 года. Тогда украинские войска ударили по изолятору, где содержались пленные, в том числе боевики запрещенного в России националистического батальона «Азов».
- Тогда они ударили по своим же целенаправленно, тем самым давая понять, что не оставят шансов сдавшимся в плен, - говорит Суконкин. - Дело в том что сейчас не то, что массово, но в плен сдается много солдат ВСУ. Почему так получается - дело второе. Скорее всего, потому что на передний край бросают малоопытных солдат с целью оттянуть время на формирование новых частей ВСУ, которые готовятся в тыловых районах.
Так было и летом 2022 года, когда ВСУ разменивали жизни малообученных мобилизованных «на время», чтобы успеть сформировать те бригады, которые потом действовали в Красном Лимане, Купянске. Я не исключаю, что Киев организовал некий акт устрашения для тех, кто захочет попытается сдаться в плен.