Совет Безопасности ООН призвал к немедленному прекращению нападений йеменских повстанцев-хуситов на судоходство в Красном море, приняв резолюцию (два постоянных члена СБ – Россия и Китай – при голосовании воздержались), пишет The Guardian.
В резолюции также содержался призыв к хуситам освободить "Гэлакси Лидер", управляемый Японией транспортный перевозчик, связанный с израильским бизнесменом. Это судно йеменская группировка захватила 19 ноября вместе с 25 членами экипажа.
Центральное командование США заявило, что с тех пор хуситы нанесли 26 ударов по судоходству, в результате чего судоходные компании стали воздерживаться от маршрута через Красное море и Суэцкий канал и вместо этого им приходится огибать южноафриканский мыс Доброй Надежды, что значительно увеличивает время в пути и стоимость перевозимых грузов.
В среду госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что дальнейшие атаки могут спровоцировать военный ответ Запада. Он выступал после того, как военные корабли США и Великобритании во вторник сбили 21 беспилотник и ракеты, выпущенные хуситами, в ходе того, что Лондон назвал крупнейшей подобной атакой в регионе.
Министр обороны Великобритании Грант Шаппс заявил, что Великобритания, ее западные союзники и Саудовская Аравия “все согласны” с тем, что серия нападений на военные корабли и торговое судоходство в южной части Красного моря “не может продолжаться”, и не исключил нанесения ударов по военным объектам хуситов на суше.
Хуситы, которую на Западе называют "связанной с Ираном” группировкой, захватившей большую часть Йемена в ходе гражданской войны, поклялись атаковать суда, связанные с Израилем или направляющиеся в израильские порты, чтобы продемонстрировать поддержку ХАМАС в его войне в Газе. Однако многие из подвергшхихся нападениям судов не имели никакого отношения к Израилю, отмечает The Guardian.
В четверг Израиль должен предстать перед международным судом в Гааге, чтобы защитить себя от обвинений в геноциде в Газе. Первоначальные слушания будут сосредоточены на просьбах Южной Африки, которая возбудила дело, о принятии чрезвычайных мер, предписывающих Израилю приостановить свои военные действия в Газе, пока суд рассматривает дело по существу, процесс, который может занять годы.
В ключевом положении принятой в среду резолюции Совета Безопасности, авторами которой выступили США и Япония, отмечается право государств – членов ООН, в соответствии с международным правом, “защищать свои суда от нападений, в том числе тех, которые подрывают права и свободы судоходства”.
Это положение означает косвенное одобрение операции Prosperity Guardian, возглавляемой США многонациональной военно-морской оперативной группы, которая защищала коммерческие суда в Красном море и Аденском заливе от ракетных атак хуситов и беспилотных летательных аппаратов.
Представитель хуситов в Йемене отверг резолюцию как “политическую игру” и заявил, что именно США нарушают международное право.
Принятие Советом резолюции произошло после того, как он отклонил поправки, предложенные Россией, которые лишили бы неявного одобрения возглавляемой США целевой группы и включили войну в Газе в число “коренных причин” ударов хуситов.
Посол России Василий Небензя поставил под сомнение легитимность рабочей группы и заявил, что резолюция в том виде, в каком она была подготовлена, является “бессрочным благословением”. Несмотря на обладание правом вето в Совете Безопасности, Россия и Китай предпочли воздержаться от голосования, наряду с Мозамбиком и Алжиром, пишет The Guardian.
В резолюции СБ ООН, отмечающей “крупномасштабные” нарушения эмбарго на поставки оружия хуситам, также подтверждается необходимость того, чтобы все государства-члены “придерживались своих обязательств”, и “осуждается предоставление оружия” хуситам.
Посол Вашингтона в ООН Линда Томас-Гринфилд заявила: “Иран долгое время поощрял дестабилизирующие действия хуситов в регионе как финансовой, так и материальной поддержкой”.
Ранее Организация Объединенных Наций заявила, что по-прежнему “очень обеспокоена ситуацией в Красном море, не только из-за самой ситуации, но и из-за рисков, которые она создает для мировой торговли”.
Отчет, опубликованный на этой неделе компанией Windward, занимающейся морским анализом, показал, что с тех пор, как хуситы начали свои атаки на Красное море, количество проходов через жизненно важный морской путь значительно сократилось.
Во вторую неделю декабря количество контейнеровозов, проходящих через южный вход в Красное море – Баб-эль-Мандебский пролив, сократилось на 70% по сравнению со средним показателем за неделю в 2023 году. В то же время количество рейсов через мыс Доброй Надежды увеличилось на 136%.
Аналитики и правительственные чиновники предупреждают, что продолжающиеся перебои в морской торговле могут привести к росту цен на энергоносители и продовольствие.