Военный эксперт, бывший офицер спецназа Анатолий Матвийчук в беседе с «МК» объяснил, почему Украина и страны НАТО не в состоянии нарастить объемы производства вооружения в нужном количестве.
- Дело в том, - говорит эксперт, - что у нас разные подходы. В России действует система государственного регулирования оборонно-промышленного комплекса. «Оборонка» в мирное время функционирует в сокращённом составе и для развертывания производства требуется минимальное количество усилий, чтобы набрать людей, развернуть цеха, получить заказы и начать производство.
Надо отдать должное, Украина в свое время имела великолепный военно-промышленный комплекс, но в последние годы, особенно после 2014 года, она начала его распродавать и приватизировать. Достаточно вспомнить украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов «Мотор сич» или ракетное предприятие «Южмаш», который раздербанили.
Сейчас Украина, по сути, является страной-банкротом, лишенной возможности что-либо производить. Одно время говорили, что они там пытаются что-то делать кустарным способом, но у них ничего не получилось. Даже патроны и те они перестали производить из-за нехватки средств. Промышленные мощности, которые более-менее работали, отошли к ДНР и ЛНР. В Харькове промышленность парализована, Южмаш тоже.
- А что в странах Евросоюза?
- ЕС давно полностью лег под Соединенные Штаты Америки и верил, что в случае необходимости США обеспечат европейских партнеров оружием. Однако Штаты заботилась только о своем производстве и потенциале. Поддерживать ВПК Европы они не собиралась. Так Евросоюз полностью потерял способность к развитию своего военно-промышленного комплекса без Соединенных Штатов. США, в свою очередь, во всей этой истории преследуют чисто корыстную цель получения прибыли. Кстати, прибыль крупных американских военно-промышленных корпораций увеличилась в десятки раз именно за счет Евросоюза и многострадальной Украины.
СПРАВКА "МК"
C февраля 2022 года российский оборонно-промышленный комплекс увеличил выпуск танков в 5,6 раза, боевых машин пехоты — в 3,6 раза, бронетранспортеров — в 3,5 раза. Объемы производства беспилотных летательных аппаратов выросли в 16,8 раза. Выпуск артиллерийских боеприпасов — в 17,5 раза.
Время на разработку и испытание новых образцов вооружения и военной техники до постановки на серийное производство сократилось с 5–8 лет в обычных условиях до 4–7 месяцев.