Вскоре после начала своей «Прямой линии» ВВП заявил, отвечая на один из вопросов: « Хотелось бы, чтобы «как я сказал, так и будет», но не всегда так бывает, к сожалению».
Не всегда так бывает — но Путин точно к этому стремится и абсолютно уверен, что в конечном итоге у него все получится.
«Когда будет мир?» - поинтересовались у хозяина Кремля в течении первых же минут мероприятия. Путин ответил:«Мир будет тогда, когда мы достигнем своих целей». Прошу заметить: не если, а когда.
Совмещенное общение президента с журналистами и народом состоялось чуть больше чем за три месяца до грядущих выборов нового главы российского государства. На прошлой неделе Путин официально сообщил о своей готовности стать этим новым главой. Но в этот четверг Владимир Владимирович о грядущих президентских выборах практически не говорил. В этом просто не было нужды.
Никто это еще четко не проговорил вслух, но события 17 марта 2024 будут иметь характер всероссийского референдума о доверии действующему президенту, еще одной зарубки в его карьере «главного начальника всея Руси».
Отсюда и подчеркнуто будничный и деловой характер «Итогов года с Владимиром Путиным» (еще раз прошу заметить: не путинских итогов вообще, а итогов одного отдельно взятого путинского года).
Все было, как мы привыкли: поток просьб о помощи, жалоб и ходатайств, мгновенное решение многих поднятых проблем прямо на месте («руководство Минсельхоза с вами свяжется» - на месте получившего такое президентское обещание волгоградского фермера я бы чувствовал, что выиграл главный приз в лотерею). Хотя нет, беру свои слова обратно: не совсем все было, как всегда.
Да, присутствующие в зале журналисты вели себя в духе худших традиций больших пресс-конференций: как группа привлекающих внимание покупателей ( поправка: только одного, но зато какого «покупателя») торговцев на базаре. В какой-то момент Путин был даже вынужден был им сделать замечание: « Давайте не будем так громко о себе заявлять — какофония получается!» Но зато «вопросов» в стиле «ах, Владимир Владимирович, какой вы замечательный!» на этот раз было значительно меньше.
Весьма любопытным получился цикл ответов Путина на вопросы иностранных журналистов. Дмитрий Песков: «Я видел там New York Times». Путин: «Нет, давайте сначала Синьхуа».
Надо ли еще что-то рассказывать о современных российских внешнеполитических приоритетах, подчеркнутых подобным образом президентом? Думаю, что нет. Хотя, разумеется, мы и раньше о знали о них абсолютно все.
А вот обаятельной молодой девушке из The New York Times таки удалось внести в размеренный ход президентской пресс-конференции некоторый элемент смятения. Вступительное слово к своему вопросу она произнесла на вполне себе сносном русском языке. А вот сам вопрос почему-то решила сформулировать на английском.
И надо же такому случиться! Кремлевские переводчики на этот раз дали сбой. Вопрос касался журналиста американской же газеты The Wall Street Journal Эвана Гершковича, который в марте этого года был задержан в Екатеринбурге по подозрению в шпионаже. А вот в версии переводчика фигурировал некий «австрийский журналист» (ну переволновался человек, с кем не бывает!). Разобраться в этой истории в духе повести Юрия Тынянова про «подпоручика Киже» Путину удалось не сразу.
Зато ответ, который он в конце концов дал девушке из The New York Times, думаю, ее вполне удовлетворил: переговоры об обмене идут и, вполне возможно, дадут результат.
Право задать последний вопрос на президентской пресс-конференции было предоставлено известному виртуозу слова — Андрею Колесникову из «Коммерсанта». И он и на этот раз не подкачал, поинтересовавшись у ВВП: что президент-ветеран Путин из декабря 2023 мог бы посоветовать свежеиспеченному президенту Путину из 2000 года?
Вот краткая версия ответа хозяина Кремля: «Я бы сказал себе: «Верной дорогой идете, товарищ!» Я бы предостерег себя от избытка наивности и доверчивости в отношении наших партнеров».
А вот самая ключевая фраза: «Надо верить в великий русский народ. В этой вере — залог успеха всей страны». А еще эта вера, с точки зрения ВВП, очевидно, является еще и залогом успеха его следующего президентского срока. А он уже не за горами.