Мероприятие под названием "Шлях да воли" прошло в Киеве. Оно позиционировалось как «сверхсекретное», выглядело как новогодний корпоратив, но конспирация не помогла. В КГБ Белоруссии сочли, что в действиях организаторов, собравших в столице Незалежной белорусскую оппозицию, есть признаки экстремизма, терроризма и измены государству.
КГБ Белоруссии сообщил: им известно, кто организаторы и участники конференции, а также их места проживания и маршруты передвижения. Финансирование и проведение конференции осуществил печально известный фонд Джорджа Сороса, за организацию же отвечали участники небезызвестной террористической организации, так называемый "Полк Калиновского» (признан террористическим, запрещен) – воинское формирование в составе ВСУ, состоящее из белорусских радикалов. Некоторые белорусские СМИ полагают, что они несут прямую угрозу для страны.
О том, насколько опасно переформатирование радикальной белорусской оппозиции и как на угрозу намерены реагировать власти Белоруссии, «Московскому Комсомольцу» рассказал Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов
«Не бывает так, чтобы эскалация затрагивала только стороны конфликта, – считает эксперт. – Она всегда откликается на союзниках сторон конфликта. И Белоруссия с турбулентностью ее хилой оппозиции, тоже может стать фронтом политической войны.
Это было заметно и до СВО. Белоруссия – бельмо в глазу у Запада. А её позиция по Украине не устраивает Незалежную, поэтому в так называемую оппозицию будут ввалены деньги, но вся она под колпаком КГБ, и серьезного обострения не будет. Более того, ради денег её лидеры будут имитировать свою активность».
- Что будет, если радикалы пойдут на обострение ситуации в Белоруссии?
– Если начнется "милитаризация", то многие "милитаризаторы" встанут к стенке. В Белоруссии с врагами решают вопрос быстро. Там не отменена смертная казнь. Потому и желания колыхаться у многих оппозиционеров нет. Они понимают, что контролируется каждый их шаг и вдох. Ложиться в могилу ради Украины и Европы желающих мало.
«Мы говорим о радикализации белорусской оппозиции так уверенно, потому что сам «полк Калиновского» является структурным подразделением украинского ГУРа, его ведут кадровые офицеры управления разведки, - рассказал «МК» белорусский политолог Вадим Гигин. – Они также связаны с СБУ: между украинскими спецслужбами есть договорённость о разделении сфер ответственности. Все иностранцы заключают контракты с украинскими властями, украинским командованием.
Что же касается радикализации, то её до определённого времени просто умело скрывали. Протесты 2020 года якобы были мирными, но если посмотреть отчёты, кадры, которые были тогда, то мы видим, что за всеми этими «девушками в белом» стояли группы достаточно крепких, организованных боевиков. Были и столкновения с правоохранительными органами, мы это всё наблюдали. Потом был определённый спад. И сейчас уже стало очевидно, что никакими действиями подполья, никакими попытками спровоцировать уличные протесты нельзя воздействовать на белорусскую власть.
Открыто многие лидеры беглых белорусов и их аналитики говорят, что шанс упущен. Остаётся только силовое воздействие, которое началось достаточно давно.
Мы видели попытки организации терактов на железной дороге, покушений на депутата Олега Гайдукевича, журналиста Григория Азаренко. Организаторов и исполнителей вовремя остановили, их преступления были сорваны.
Мы видели попытку диверсии на военном аэродроме против российского самолёта в «Мачулищах», регулярные провокации на границе. Это не новая тема, просто сейчас речь идёт о более масштабной и организованной деятельности накануне выборов 2024 года. 25 февраля в Белоруссии единый день голосования, пройдут выборы в Парламент, местные советы, а потом будет сформирован Всебелорусское народное собрание».
– Готовы ли к противодействию белорусские спецслужбы?
– Деятельность идёт планомерная. Все, кто находятся в этом «полку», состоят на учёте. Но не стоит питать иллюзии, потому что никакого полка нет. Была информация о том, что всего до недавнего времени контракт с ВСУ подписали чуть более 460 белорусов. Возможно, что цифра меняется – часть из них уже погибла. В самом полку состоит чуть более ста человек.
Организация эта не единая. Есть те, кто находятся на фронте, есть так называемый «штаб полка Калиновского», есть «фонд полка Калиновского» – это уже политизированные структуры, между ними и теми, кто на фронте, есть противоречия. Есть отдельные люди в рамках других подразделений ВСУ. Были также неудачные попытки создания неких альтернативных подразделений. Белорусские структуры знают и видят всё это, ведётся систематическая деятельность, тщательный анализ.
Не так давно белорусские спецслужбы организовали показательную акцию: вели одного из деятелей иммиграции, а затем устроили подконтрольную конференцию с приглашением беглых противников действующего белорусского режима. В какой-то момент там появился высокопоставленный сотрудник Комитета Государственной Безопасности и строго предупредил о недопустимости антигосударственных действий.
Есть все основания предполагать, что и недавняя конференция в Киеве велась белорусскими спецслужбами, которые в деталях знали всё, что происходит. Мониторинг ведётся систематический и есть готовность оказывать противодействие.
Мне, например, доводилось бывать на белорусской границе – там выстроена система обеспечения и защиты. Но никакой расслабленности здесь быть не может – нужно всегда быть начеку, поскольку в условиях неудач на фронте киевский режим и его зарубежные покровители могут пойти на любые провокации.