МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Кохомский Дед Мороз оказался на СВО: на освобожденных территориях происходят чудеса

Новогодний волшебник рассказал, о чем мечтает

Казалось, что в зоне СВО уже не встретить человека, чья «допризывная» профессия могла бы меня удивить. Задачи спецоперации объединили здесь представителей самых разных социальных слоев, возрастов, убеждений, интересов. Но есть действительно уникальные люди, обойти вниманием которых нельзя.

Фото: Лина Корсак

Но удивиться все же пришлось, когда в зоне СВО встретилась с… Кохомским Дедом Морозом. Вообще, Кохма – это местечко в Ивановской области. Сказочный же персонаж оказался человеком трудной судьбы, который верит, что здесь, на освобожденных территориях, всем, а особенно детям, нужно чудо. Помимо детей, Дед Мороз не обходит вниманием и наших бойцов, доставляя им гуманитарную помощь. Он рассказал, к какому типу волонтеров относит себя, что такое настоящее чудо, а также - о чем мечтает Дед Мороз.

Призвание – помощь детям

Кохомский Дед Мороз в обычной жизни далеко еще не дед. Настоящее имя новогоднего волшебника - Владимир Смирнов.

Детство Владимира, как рассказывает сам герой, было не самым простым. Жизнь в интернате, трудности, первые разочарования. Возможно, кого-то пережитое могло бы ожесточить или сделать безразличным к чужим проблемам, но не Владимира.

Свое призвание молодой человек нашел именно в помощи детям с непростой судьбой. Первыми, к кому пришел в гости на праздник, тогда еще 16-й, Дед Мороз, были ребята из детских домов и дети-инвалиды. 

Мой собеседник признается, что уже тогда мечтал стать профессиональным Дедом Морозом, однако все знакомые говорили, что в «руках должна быть нормальная профессия». Так получилось, что после интерната молодой человек отучился на радиомеханика, хотя уже тогда понимал, что это - совершенно не его.

Получив «нормальную профессию», учиться не бросил - поступил на психолога. Эта профессия была выбрана осознанно. Для человека, стремящегося нести добро людям, очень важно в них разбираться. Параллельно поступил в музыкальное училище.

- Я учился заочно в университете на бакалавра по психологии и одновременно очно на актёра и вокалиста. Артист, вокалист, преподаватель музыки - все это делало меня ближе к профессии Деда Мороза, - с улыбкой рассказывает Владимир.

В 2022 году он окончил магистратуру по специальности педагогическая инноватика и менеджмент в образовании. Сейчас работает педагогом в Первом Московском образовательном комплексе, до этого работал в центре детского творчества, а также психологом в музучилище. Ведет различные кружки и внеклассные занятия, связанные с добровольчеством и волонтерской деятельностью.

- Всю свою жизнь я работаю с детьми-инвалидами с особенными возможностями здоровья, - рассказывает мой собеседник. - Наверное, потому что не понаслышке знаю, что такое серьезный диагноз. Не очень люблю об этом говорить, но у меня были сильные кризисы, когда врачи выносили вердикт: более полугода не протяну. Но в итоге - живу. Значит, ещё тут нужен. Поэтому, когда я смотрю, как здоровые люди стоят с протянутой рукой, лично у меня они не вызывают чувство жалости. Может, потому что сам вырос на улице. Я считаю, что всегда можно найти способ  заработать честно.

Большая часть того, что сам Владимир зарабатывает, идет как раз на волонтерские проекты - нужно оплачивать логистику, дополнительные резервные подарки и прочие нужды. Просто так ведь никто денег не даст.

Фото: Лина Корсак

Владимир признается, что в отличие от большинства своих коллег, которые надевают костюм новогоднего волшебника только в праздничный период, он - Дед Мороз «без гвоздя».

- Есть такое выражение у актёров-аниматоров, - объясняет собеседник. - Когда ты заканчиваешь сезон, то вешаешь бороду Деда Мороза на гвоздь. Я же работаю круглогодично. Мой девиз: «Чудеса делают не волшебники, а обычные люди, причём каждый день». Поэтому Кохомский Дед Мороз может спокойно прийти даже летом.

Владимир рассказывает, что прошедшим летом у него было порядка пятидесяти поездок к детям-инвалидам, а также к ребятам, отдыхающим в детских лагерях.

Добровольческий Дед

По его словам, Кохомский Дед Мороз в зоне СВО стал уже именем нарицательным. Его воспринимают именно как «добровольческого Деда Мороза».

- Вообще слово Кохма дословно переводится как родная земля, - поясняет Владимир. - Поэтому точный перевод с финноугорского будет звучать, как Дед Мороз родной земли. Круто же звучит, согласись. И когда я приезжаю на Донбасс и другие освобожденные территории, то меня так и анонсируют: приехал Дед Мороз родной земли.

Владимир делится, что в мечтах у него организовать резиденцию Кохомского Деда Мороза именно в ДНР, где молодежь могла бы набираться волонтерского опыта, принимая участие в различных проектах. 

Идея постоянно ездить к детям Донбасса появилась у Владимира в 2021 году. Хотя первые выезды «добровольческого Деда Мороза» в Донецкую и Луганскую республики начались еще в 2016 году. Добровольцы вывозили ребятишек в Москву на елки.

- Мы понимали, что есть освобождённые территории, где нужна наша помощь,- поясняет волонтер. - А ещё мы доставляем гуманитарную помощь.

Есть люди, есть запросы, есть тысячи писем, которые дети пишут мне на почту и в Тelegram-канал, присылают свои рисунки. Много просьб приходит. Просят, например, слуховые аппараты, протезы, игрушки. Бывают просьбы вернуть маму, папу, бабушек и дедушек. К сожалению, это сверх наших сил. Но для ребенка важно кому-то озвучить то, что у него на сердце.

Такие просьбы, как признается Владимир, больше всего трогают за душу. Но главное правило Деда Мороза - никогда ничего никому не обещать. Если есть возможность выполнить просьбу ребенка, то волонтеры, конечно же, это делают. Многие добрые люди помогают собрать помощь.

Фото: Лина Корсак

Сейчас Владимир с командой единомышленников готовится к встрече Нового 2024 года. Для добровольцев это будет уже второй заход на освобожденные в ходе СВО территории. И если год назад они смогли поздравить чуть более восьми тысяч детей, то в этом собирают заявки уже на двадцать четыре тысячи.

- Безусловно, одному не под силу пообщаться с таким количеством детишек, - продолжает Владимир. - Наш проект несет в себе очень важную функцию наставничества. В 2019 году на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным я просил благословить на создание Школы зимнего волшебника, где мы могли бы обучать всех желающих творить добро. После моего рассказа Владимир Владимирович растрогался и даже обнял меня. Для меня такая душевность стала огромным стимулом двигаться вперёд.

А в 2020 году, во время прямой линии с президентом, мне вновь посчастливилось пообщаться с нашим президентом. Правда, уже онлайн, из города Шуя Ивановской области, Был ковид, и мы всячески помогали пожилым людям, поздравляли детей врачей... Тогда у меня появилась задумка объединить все похожие проекты в одну общую всероссийскую акцию. Я когда в Коммунар приехал, меня попросили зайти к ребёнку-инвалиду и вручить подарок. Представляюсь, что я - Кохомский Дед Мороз, и оказывается, родители малыша знают, что есть такой город Кохма. Более того, их родители сами переехали сюда много лет назад из Ивановской области.

Как после этого говорить, что это не наши дети? Безусловно, это наши люди, которые нас ждут, которые мечтают, чтобы весь этот кошмар скорее закончился, с обстрелами, гибелью людей. Им просто хочется спокойно жить. Они устали.

- С детьми на освобожденных территориях сложнее работать, чем с ребятами из мирных регионов?

- Дети там немножечко отличаются поведением. Это отчасти связано с культурой. Если ребёнок перед тобой читает стихи на украинском языке, я с удовольствием его слушаю. Мне это очень интересно. Ты с любовью и теплотой воспринимаешь то, что ребенок тебе говорит, и ты его должен понимать.

Идейный волонтер

Владимир рассказывает, что за многолетнюю волонтерскую деятельность понял, что существует три типа добровольцев. Первый - это идейные волонтёры, именно таких сейчас на Донбассе достаточно много. Эти люди приезжают сюда ради идеи, ради мира, ради помощи другим. Второй вид - это «процессные волонтёры». Беспокойные люди, которым всегда надо что-то делать, куда-то ехать. И третий вид - это «волонтёры достижений» - они думают о каких-то показателях, цифрах, знакомствах, медальках и тому подобном. И это нормально, это тоже своего рода мотивация заниматься добрыми делами.

- К какому виду волонтёров я себя отношу? Наверное, все-таки больше к идейному. Но при этом мне нужны и достижения. Лицемерно говорить, что мы едем в зону спецоперации, рискуя своей жизнью, просто так. Безусловно, ты все равно ищешь для себя какие-то моменты. 

Я сейчас тебе расскажу маленькую историю, о которой уже писал и рассказывал. На Рождество мы приехали в небольшой городок под Луганском. Нас попросили заехать к одной семье, в которой жила девочка вместе с бабушкой. Ребенок самостоятельно не мог ходить. Помню, захожу в комнату, там сидит девочка лет семи-восьми с огромными глазами. Мы с ней пообщались, поиграли. Еще до встречи с малышкой я знал, что мамы у нее нет уже очень давно, а папа пропал два года назад. И в какой-то момент ребёнок просит меня подержаться за посох, чтобы загадать желание. Я естественно соглашаюсь, и она начинает вслух говорить, что ей не нужны никакие подарки, а единственное желание просто услышать папу. Я понимаю, что вообще не знаю, что ответить. Конечно, есть общие слова и, как опытный психолог и педагог, ты знаешь, что обещать нельзя ничего. Но вот эти глаза, когда они на тебя так смотрят, ты можешь выговорить только одно: «Если желание искреннее, если оно доброе, и ты в него веришь, оно обязательно сбудется. Только нужно очень верить в это». Она загадывает желание и закрывает глаза. Бабушка расплакалась, ушла в другую комнату.

И вот в это мгновение, когда она отпустила посох, мы пристально посмотрели друг на друга. Через пару секунд в комнату вбегает бабушка с телефоном и кричит: «Илюша! Илюша!» Даёт трубку девочке. Это звонил папа. Девочка кричит в телефон: «Папа! Папа!» Я очень много повидал за годы своей волонтерской деятельности. И с тяжело больными работал, и с умирающими. Но тут я впервые расплакался. 

Стою, слезы текут, сам понимаю, что этого делать нельзя. Ребёнок ведь все видит, а дети, вообще, мощные индикаторы. Она заметила и тут же спрашивает: «Ты что, ревёшь?» Я говорю: «Нет, я таю».

Встаю, поворачиваюсь уже без слов, потому что просто горло зажало, выхожу из дома и вижу, стоит папа девочки. Видимо, он решил сначала подготовить их по телефону, а потом уже прийти. Тогда у меня ничего другого просто не пришло в голову, как сказать ему: «Пост сдал, пост принял. С рождеством!» 

Я сел в машину полностью опустошенный, но с четким убеждением, что чудеса случаются. И в такие моменты ты понимаешь, что ради этих мгновений, ради желаний детей, которые тебя ждут, которые верят и надеются, ты приезжаешь снова и снова.

Можно что угодно про меня говорить: «Псих, иди, найди нормальную работу, займись нормальным делом» и так далее. Но я убежден, что дарить людям добро и надежду - это и есть самое лучшее, на что способен человек.  Я не знаю, сколько мне осталось, но знаю, что не зря живу. И мне не стыдно, как я живу. Я из многодетной семьи, мой папа тяжело болел. В 2017 году его не стало.

Мама сразу сдала очень сильно, у неё онкология. Сейчас она не ходит, лежит. Слава Богу, всем миром собрали на электронную постель для нее. Но несмотря ни на что, я никогда не жаловался на жизнь. Это мой путь.

- О чем мечтает Дед Мороз?

- Это самый часто задаваемый вопрос, - смеется Владимир. - Я хочу рассказать свою историю миру. У меня есть, можно сказать, фантастический рассказ о мальчишке, который стал Дедом Морозом вопреки всему, и он не может остановиться и перестать делать добрые дела, иначе погибнет сам. Еще, конечно же, мне хочется дом, свою крышу под головой, где я могу остановиться и выдохнуть. Но это все, скорее, больше желания, а не мечты. А вообще у нас, у Дедов Морозов, есть такая шутка, когда нам задают вопрос «О чем мечтает Дед Мороз?», мы всегда отвечаем, что наша мечта иметь мечту. 

Если же рассуждать с точки зрения какого-то глобального смысла, один хороший, добрый человек сказал: «Я мечтаю, чтобы завтра было с кем и о чем поговорить, чтобы завтра было нормальное общество и было не страшно ходить по улицам. А еще чтобы ты знал, когда тебе станет плохо и грустно, всегда найдутся люди, готовые протянуть руку помощи. Это и есть то самое общество, которое друг за дружку встаёт, где есть настоящее детство и настоящее будущее. Как говорил Никита Михалков: «Сегодня дети, завтра народ». И вот каких детей мы сейчас воспитываем, такое общество у нас будет завтра».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах