По оценке аналитиков, в современных боевых действиях основным средством поражения остается артиллерия. Среди раненых больше всего с осколочными ранениями, многие лишились рук и ног. При этом, отмечает Лебедев, на улицах украинских городов бывших военных ВСУ с увечьями не так много. Хотя, судя по статистике безвозвратных потерь, их должно быть сотни тысяч.
Объяснило ситуацию, рассказывает Лебедев, письмо, которое он получил от одного из украинцев, который живет возле Нового Буга, в Николаевской области. Его родственник (брат жены) вернулся с фронта с увечьем — лишился ноги до колена и кисти. Но после лечения его не отпустили домой. Он оказался в закрытом военном поселении, в котором содержатся и другие бывшие военные, ставшие инвалидами. Лагерь действует уже, как минимум, год.
«Под Новым Бугом находятся военные, – говорится в письме, – численностью примерно батальон, все сплошь инвалиды, почти все с ампутированными конечностями, получают от 500 с лишним до 860 гривен в месяц. По домам их не отпускают, чтобы не платить за увечья и в связи с новым законом о том, что «нет инвалидов, а есть люди с ограниченными физическими возможностями».
При этом, как рассказал родственник инвалида ВСУ, военное поселение закрытого типа пополняется ампутантами едва ли не ежедневно. При этом местным жителям приходится подкармливать инвалидов, так как рацион у бывших военных весьма скромный.
«Мы… ездим туда, навещать брата жены. Несколько раз пытались добиться разрешения на возвращение домой: у него ампутирована нога до колена и кисть левой руки. Но все безрезультатно. Её брат рассказал, что их там очень скудно кормят...»
Часть вернувшихся с фронта военное командование, похоже, готово пустить в «безотходное производство». Если инвалид имеет относительно незначительное увечье, то его тренируют, чтобы вернуть в Авдеевку или Артемовск.
«Если увечье не сильное, - рассказывает родственник военного, - то их отправляют назад в части на ЛБС (линия боевого соприкосновения. – «МК»). А на кого можно тренировать человека без обеих рук или ног? Но их же не комиссуют. А зачем-то держат в такой воинской части, на такой мизерной зарплате. Но тут больше подходит, чтобы не платить компенсацию за увечья».
Сергей Лебедев, который много общается с бывшими соотечественниками, оставшимися на Украине, отметил, что не знает ни одну семью, которая получила бы полную компенсацию за погибшего или получившего увечья. По некоторым данным, задолженность по выплатам за погибших на Украине составляет почти 50 миллиардов гривен.
Напомним, что если ранее противник имел преимущество именно в живой силе, то спустя год спецоперации ситуация изменилась кардинальным образом.
Только в летнем наступлении ВСУ потеряли более 90 тысяч человек. В Вашингтоне признали, что за время конфликта на Украине погибли 70 тысяч солдат ВСУ, ранены – 120 тысяч. Впрочем, по данным других источников, Украина лишилась порядка 300 тысяч – ранеными и погибшими.