В последний раз, когда израильские войска постоянно обеспечивали безопасность в Газе, премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон, напоминает The Guardian. Двадцать одно израильское поселение были разбросаны по всему сектору Газа, соединенные с Израилем объездной дорогой, по которой израильские серфингисты в выходные добирались до побережья. Солдаты охраняли контрольно-пропускные пункты и обшитые металлом вышки. Ночью палестинские дети под покровом темноты подходили к башням и бросали самодельные бомбы, которые можно было купить на карманные деньги. Со своей стороны, вооруженные группировки в Газе, в том числе ХАМАС, предпринимали серьезные нападения, включая перестрелки и взрывы террористов-смертников.
Теперь премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху предложил то, что многие израильтяне считали немыслимым: вернуть израильской администрации безопасность в Газе, месте, уже наполовину разрушенном, с населением в 2,3 миллиона человек, пишет The Guardian.
“Израиль в течение неопределенного периода будет ответственно относиться к общей безопасности, - сказал Нетаньяху в понедельник в интервью ABC News, - потому что мы видели, что происходит, когда у нас ее нет”.
Что именно имеет в виду Нетаньяху, остается неясным, отмечает The Guardian. Действительно, его комментарии, по-видимому, противоречат оценкам в США и других странах о том, что Израиль, который военным путем контролировал Газу с 1967-го по 2005 год, планирует повторно оккупировать Газу любым способом и в любом случае столкнулся бы с противодействием Вашингтона.
“Израиль не может восстановить контроль и ответственность за Газу", - заявил на прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен, добавив, что, насколько он понимает, "Израиль ясно дал понять, что у него нет намерения или желания делать это”.
Однако утверждения Нетаньяху следуют за заявлениями некоторых других израильских официальных лиц, которые предположили, что Израилю необходимо будет сохранить военное присутствие в Газе в качестве буфера для защиты своего гражданского населения.
В то время как Нетаньяху расплывчато объяснил, что именно это может означать, сообщения в израильских СМИ определяют приблизительную форму. Предполагается, что израильские силы обороны и агентство внутренней безопасности "Шин Бет" будут осуществлять надзор за мерами безопасности в надежде, что другие страны, не в последнюю очередь в арабском мире, помогут финансировать гуманитарную помощь.
Эта договоренность будет действовать до тех пор, пока не будет сочтено, что израильские общины, соседствующие с Газой, находятся в безопасности. Все это предложения, отягощенные огромными "если", подчеркивает The Guardian.
Одна из серьезных проблем заключается именно в том, как Израилю удастся отделить любое соглашение о безопасности на местах от более широких юридических обязательств, которые это соглашение повлечет за собой. Когда Израиль вывел войска из Газы в 2005 году, он заявил, что положил конец своему военному правлению и оккупации, в то время как другие, включая доклад независимой международной следственной комиссии Организации Объединенных Наций по оккупированной палестинской территории за 2022 год, заявили, что Газа остается оккупированной другими средствами, включая израильский контроль над воздушным пространством, наземными контрольно-пропускными пунктами и такие правительственные функции, как ведение реестра палестинского населения.
Согласно международному гуманитарному праву, длительное присутствие израильских войск в Газе сделало бы оккупацию прибрежной полосы гораздо более очевидной и возложило бы четкую ответственность на Израиль как оккупирующую силу, определяемую его эффективным контролем над территориями, на которых он присутствует.
Четвертая Женевская конвенция, например, гласит: “Оккупирующая держава обязана обеспечить надлежащее снабжение продовольствием и медикаментами, а также одеждой, постельными принадлежностями, средствами к существованию, другими предметами снабжения, необходимыми для выживания гражданского населения оккупированной территории”.
И не все в кабинете Нетаньяху выступали с одним и тем же месседжем. Со своей стороны, министр обороны Израиля Йоав Галлант, по-видимому, высказал прямо противоположное мнение относительно будущего управления Газой: что после завершения боевых действий в Газе Израиль должен прекратить свое участие в ответственности за жизнь на территории.
И история одностороннего ухода Шарона из Газы в 2005 году является поучительной для сегодняшних израильских лидеров. Как и Нетаньяху, Шарон был правым премьер-министром, союзником поселенцев и крайне скептически относился к мирному процессу. Он рассматривал разъединение прежде всего как меру безопасности, а не как шаг в поддержку зашедшего в тупик ближневосточного мирного процесса. В центре его была идея о том, что сокращение гражданского и военного присутствия Израиля в Газе и других местах снизит напряженность, которая недавно стала поразительно очевидной во время второй интифады. Расчет состоял в том, что, также покинув Газу, Израилю будет легче проводить свою политику создания поселений на Западном берегу.
После разъединения объекты и войска ЦАХАЛ были выведены, и более 9000 израильских граждан, проживавших в 21 поселении, были выселены на фоне протестов, последовавших за оккупацией Газы до 2005 года, которая обошлась дорого как с точки зрения сохранения израильского военного присутствия, так и с точки зрения гибели солдат.
Возможно, по иронии судьбы, Нетаньяху был среди тех, кто сначала поддержал размежевание в качестве министра кабинета, а затем подал в отставку из-за этого вопроса, когда это стало более политически целесообразным, заявив, что он отказался “быть партнером шага, который игнорирует реальность и слепо продвигается к превращению сектора Газа в базу исламского терроризма, который приведет к угрожать государству”.
За прошедший период идея о том, что Израиль должен полностью оккупировать Газу, не исчезла из-за войны и блокады, поскольку ХАМАС стал правителем сектора.
Правый политик Авигдор Либерман во время своего пребывания на посту министра иностранных дел был одним из тех, кто настаивал на “полной оккупации сектора Газа”, чтобы положить конец угрозе со стороны ХАМАС и его ракет.
И каким бы ни было видение Нетаньяху, ему, возможно, будет легче выиграть войну против ХАМАС, чем снять с Израиля ответственность за повседневную жизнь палестинцев в Газе. Формула, но не для обеспечения безопасности, а скорее для другой главы насилия.