Петр Порошенко, как известно, намерен еще раз попробовать свои силы в качестве кандидата в президенты. Поэтому его фракция пристально наблюдает за тем, что происходит в лагере Зеленского. До недавнего времени в офисе президента настаивали, что во время военного положения выборы в стране проводить нельзя. Во-первых, это запрещено законодательно, во-вторых — не ясно, как можно организовать безопасность и «прозрачность» данного мероприятия в разгар боевых действий. И вообще, Зеленскому удобно было бы под предлогом тяжелого военного положения просто продлить свой мандат - «до лучших времен». Однако, как неоднократно писали западные СМИ, европейские партнеры не раз внушали президенту Украины, что если выборов в стране в положенные сроки не случится, то его легитимность окажется под вопросом. Последние нелицеприятные статьи в ведущих мировых изданиях по ситуации на Украине — как раз один из элементов такого «мягкого принуждения».
На Западе, возможно, надеются, что украинские выборы помогут сместить проблемного президента демократическим путем. И усадить на его место кого-нибудь более договороспособного. Однако все может выйти с точностью до наоборот. Проведение выборов во время военного положения дает Зеленскому массу возможностей обустроить все в свою пользу. Из той же Верховной рады приходит информация, что депутаты фракции «Слуга народа» уже корпят над черновиком законопроекта о проведении выборов президента в следующем году. С учетом, что выборы планируются в трудных условиях, там прописывается ряд интересных моментов. Например, возможность исключать любой населенный пункт или даже целую местность из выборного процесса — в связи с опасным положением. Таким образом можно «выбросить» любой регион, где рейтинг Зеленского выглядит плохо. Предлагается также обойтись без предвыборной информационной гонки, что опять же сузит возможности конкурентов Зеленского. В общем, на любую европейскую «гайку» офис президента Украины готов приготовить свой «болт с резьбой».
Как могут выглядеть президентские выборы-2024 на Украине, «МК» поинтересовался у политолога Василия Стоякина.
- Как в нынешних условиях можно провести украинские выборы? Более шести миллионов жителей уехали из страны, сотни тысяч — на фронте, во многих местах проведение выборов просто небезопасно. Как офис президента вообще видит эти выборы?
- Сейчас, скорее всего, никак. Но вопросы проведения выборов поставлены Зеленским и руководством Верховной рады. Они сейчас думают над организационными моментами. Для того чтобы все это сделать, нужно внести изменения в Избирательный кодекс. И я думаю, что эта проблема решаема.
- Зеленский надеется выиграть эти выборы? Ведь есть мнение, что Запад настаивает на их проведении, чтобы его как раз убрать. Для этого уже и кандидатов достойных подобрали. Арестович (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) заявил о желании идти на выборы. Залужный пока не подтверждает свое возможное участие, но слухи ходят...
- Я бы не стал с уверенностью говорить, что Зеленский эти выборы проиграет. Тут многое зависит от общей военно-политической ситуации, и во-вторых, от позиции западных партнеров — пока еще непонятной. Те намеки, которые сейчас идут с Запада, можно рассматривать двояко: вроде бы хотят сменить Зеленского, но может, и не очень к этому готовы. Что касается военно-политической ситуации, тут все просто. Если на момент проведения выборов в стране будет военное положение и будут идти боевые действия, то Зеленский, с большой долей вероятности, эти выборы выиграет. Если же к этому времени будет достигнуто какое-то перемирие, то шансы Зеленского значительно снизятся.
- Чем Зеленскому помогут военные действия? Ведь даже Залужный предупреждал, что в войсках к офису президента сейчас очень негативное отношение...
- Скорее всего, этот негатив преувеличен. Зеленский — президент войны. Это человек, при котором Украина в своем нынешнем состоянии сохранилась в прошлом и этом году. Если она дотянет до выборов 2024 года — то это заслуга Зеленского. Залужный сейчас действительно самый опасный конкурент Зеленского. Но если в 2024 году боевые действия будут продолжаться, он кандидатом не будет. Он будет главкомом. Если же боевые действия остановятся, то западные партнеры найдут способ — хоть мытьем, хоть катанием — привлечь его к участию в выборах.