Правительство Израиля сталкивается с растущими требованиями обменять примерно 229 заложников в Газе на тысячи палестинских заключенных в израильских тюрьмах, передает британская The Guardian.
Семьи заложников получили в воскресенье заметную поддержку в своих попытках убедить администрацию Биньямина Нетаньяху провести переговоры с ХАМАС об обмене пленными.
Бывший глава Совета национальной безопасности Израиля и генерал-майор в отставке Гиора Эйланд на пару с газетой Haaretz усилили хор призывов обменять около 5 тысяч палестинцев, включая боевиков ХАМАС, на пленников в секторе Газа.
Некоторые родственники высказали свое послание на откровенной встрече с Нетаньяху в субботу в Тель-Авиве, когда разбили лагерь напротив Министерства обороны. Пришедшие на протестное собрание люди задавались вопросами: оставило ли правительство надежду на переговоры об освобождении? Какова была стратегия армии по вызволению заложников? И была ли вообще эта стратегия?
В воскресенье делегация Форума заложников и пропавших семей обратилась к президенту страны Ицхаку Герцогу с просьбой оставить вопрос о заложниках на первом месте в политической повестке дня.
«Мы не считаем, что этот вопрос является приоритетом для государства», – заявила Джеки Леви, трое родственников которой были похищены боевиками ХАМАС. Она добавила, что правительство впало в мелкую политику, и президент должен быть «ответственным взрослым».
Усиливающееся нападение на Газу, где число погибших после трех недель бомбардировок превысило, по данным министерства здравоохранения, 8 тысяч, придало срочный характер звучащим призывам. Присоединился к ним и папа римский Франциск, который призвал к прекращению огня и освобождению заложников.
Утверждается, что кампания по обмену пленными усилила давление на Нетаньяху, особенно после его резких выпадов в сторону руководителей силовых ведомств.
Рано утром в воскресенье премьер-министр написал в Твиттере: руководители служб безопасности, включая главу военной разведки и главу агентства внутренней безопасности, считали, что ХАМАС сдержан, и не имеет планов нападения.
«Такая оценка неоднократно представлялась премьер-министру», – подчеркнул Нетаньяху.
Когда массы стали уличать Биби в желании снять с себя всю ответственность за произошедшее 7 октября, премьер еврейского государства спешно удалил неосторожный твит и извинился: «Я был неправ. Я полностью поддерживаю всех руководителей силовых ведомств».
Но Интернет помнит все. Этот инцидент вызвал упреки даже со стороны союзников Нетаньяху и еще больше усилил и так широко распространенное мнение, что премьер-министр хотел избежать ответственности за «худшее нападение в истории Израиля».
«Когда мы находимся в состоянии войны, руководство должно проявлять ответственность», – заявил экс-министр обороны Израиля Бени Ганц.
Бывший премьер-министр Израиля и лидер оппозиции Яир Лапид заявил, что Нетаньяху «пересек красную линию» и ослабил Силы обороны Израиля.
Бывший директор службы внешней разведки «Моссад» Йоси Коэн резюмировал: «Ответственность – это то, что вы берете на себя в начале своей работы, а не в середине».
Правительство заявило, что возвращение заложников является целью, равной победе над ХАМАС. Однако некоторые семьи опасаются, что военное наступление Израиля может привести к гибели их близких. Тем более, ХАМАС уже заявил, что на прошлой неделе в результате одной из атак израильских сил на сектор погибло до 50 израильских заложников.
«Каждый день их не освобождают, они находятся в опасности», – испуганно заявил двоюродный брат пропавшего 19-летнего подростка Рона Шермана Зеев.
Палестинская сторона изъявила готовность к активным действиям в области обмена пленными. Лидер ХАМАС в секторе Газа Яхья Синвар заявил в субботу, что группа готова к немедленному обмену всех палестинских заключенных в израильских тюрьмах в обмен на израильских пленников в секторе Газа.
Представитель же ЦАХАЛ отметил, что это было «психологическим террором», а армия «делает все возможное» для возвращения пленников. Министр обороны Израиля Йоав Галант заявил, что наступление было частично направлено на то, чтобы побудить ХАМАС пойти на уступки: «Если не будет военного давления на ХАМАС, ничего не изменится».
И здесь ситуация оказывается двоякой. Наравне с теми, кто выступает за немедленное освобождение заложников, есть группы, поддерживающие израильское наступление и выступающие против любого обмена пленными, в которые войдут члены ХАМАС. Мотивируют они свою позицию так: в нападении 7 октября участвовали боевики, освобожденные в результате обмена на израильского солдата Гилада Шалита в 2011 году. Соответственно, неизвестно, чем в дальнейшем может обернуться нынешнее возвращение палестинских боевиков на родину.
При этом Форум заложников и пропавших без вести семей не стремятся диктовать армии четкий план действий: «Мы говорим армии и правительству вернуть наших людей. Мы не говорим, как это делать».
Гиора Эйланд подчеркивает в материале газеты Yedioth Ahronoth, что спасение заложников было бы самой неотложной задачей: «Израиль был бы прав, если бы пошел на две уступки, чтобы обеспечить освобождение всех заложников: освободить все 5 тысяч палестинских заключенных, содержащихся в израильских тюрьмах, и временно отложить более агрессивную операцию в секторе Газа».
В редакционном материале газеты Haaretz утверждается, что заложники должны быть сейчас на первом месте: «Государство не имеет мандата принести в жертву 229 человек, никто не дал бы ему такого права. Нельзя также позволить сознательно, по тактическим соображениям, сделать этих людей побочным ущербом в войне против ХАМАСа». Израиль должен освободить всех палестинских заключенных, удерживаемых службами безопасности, пишет газета. «Это все, что нужно, чтобы немедленно вернуть заложников домой. Немедленно. Сегодня».