По оценке военных аналитиков, сегодня наиболее тяжелые, кровопролитные бои идут у Авдеевки. Накал сражения здесь постоянно растет, пишет военный блогер Юрий Подоляка. Чтобы понять, почему именно за этот укрепрайон ведется ожесточенная схватка, стоит напомнить, что собой представляет Авдеевка, которая является городом-спутником Донецка.
Вот как характеризует Авдеевский укрепленный район ВСУ информресурс «Рыбарь»: укрепрайон плотно залит бетоном, оборудован по последнему слову фортификации, включая внушительный пояс минных полей и залитые в бетон танки, а также заглубленные ходы сообщения и камеры видеонаблюдения.
Усилением этого района, который стал ключевым элементом военной инфраструктуры ВСУ на Донбассе, Киев занимался все последние восемь лет. Отсюда в основном ведутся обстрелы жилых кварталов Донецка. Подземные укрытия позволяют танкам и самоходкам быстро выдвинуться на огневые позиции, ударить и быстро спрятаться от ответного огня.
Промзона Авдеевского коксохимического комбината, в том числе подземная его часть, ничуть не уступают мариупольской «Азовстали», на территории которой тысячная группировка ВСУ укрывалась больше месяца, выдерживая удары двухтонных бомб.
Штурмовать в лоб такие укрепления — это значит обречь войска на большие потери. ВСУ это понимали и, очевидно, в какой-то момент расслабились. Иначе не объяснить тот успех который был достигнут нашими подразделениями на северном фасе Авдеевского выступа с началом наступления 10 октября. Там нашим удалось продвинуться в первые сутки-двое на 10-12 километров. Ключевая точка — господствующая высота в виде отвала-террикон авдеевского Коксохима. Террикон хоть и невысокий — 100-120 метров, но позволяет держать под наблюдением весь район. На южном фасе продвижение было не таким большим.
Но затем командование группировки ВСУ оправилось от первого шока и запросило немедленную помощь у генштаба. Потерять Авдеевку для Киева означает получить огромную брешь в системы обороны, обвалить фронт и лишиться возможности постоянных обстрелов Донецка и его пригородов.
В Авдеевку срочно перебросили резервы из Харькова и с Запорожского направления. За сутки нашим подразделениям приходилось отбивать по 10-11 контратак. К 22 октября, по оценке Юрия Подоляки, сложилась следующая ситуация: наши атакуют на севере Авдеевки, противник контратакует на юге. ВСУ, по его словам, стараются не допустить блокировки гарнизона внутри города и пытаются разжать клещи полуохвата. «Нашу задачу окружения города пока никто не отменял. И обе стороны усиленно пытаются все это реализовать», – итожит эксперт.
Пока можно фиксировать факт: к 22 октября у Авдеевки значимых изменений линии фронта нет. Противник еще не исчерпал резервы, контратаки продолжаются. Россия в полной мере использует превосходство в воздухе. Пути доставки личного состава и техники ВСУ под нашим огневым контролем. Планирующие бомбы ФАБ-500 продолжают утюжить опорные пункты противника.
По оценке аналитиков канала «Рыбарь», главной задачей сегодня является уничтожение резервов ВСУ, перебрасываемых из Харьковской области и с Запорожского направления. Резервы Киева не безграничны. С поставкой западного оружия и боеприпасов из-за войны Израиля с ХАМАС у Киева тоже могут возникнуть проблемы. В этих условиях командование ВСУ в Авдеевке попало в ситуацию, которая в шахматах называется цугцванг: любой ход лишь ухудшает позиционное положение. Перебрасывая в Авдеевку силы, ВСУ ослабляют другие участки, чем российское командование может воспользоваться.
Наши подразделения у Авдеевки отбивают атаки и закрепляются на новых позициях. С обеих сторон работает артиллерия, применяются ударные дроны. Мощная сеть коммуникаций и опорных пунктов пока позволяют командованию ВСУ перебрасывать пополнение в Авдеевку, так что, судя по всему, количество контратак будет лишь возрастать.
В этих условиях для снижения потерь наше продвижение, как отмечают эксперты, «идет размеренно, без резких рывков». Остается надеяться, что прорыв на северном фасе и улучшение позиций российских войск вокруг Авдеевского укрепрайона формируют хороший задел на продолжение наступательных действий.