Как заявили в Берлине, обещанные Украине дроны должны быть поставлены ей как можно скорее. Этот проект реализуется за счёт пожертвований из фонда бундесвера совместно с промышленными партнёрами Германии. Тут возникает вопрос: почему за счет пожертвований и с партнерами?
По мнению ряда экспертов, Германия в данном случае выступит в качестве прокладки: собственных аппаратов для проведения диверсий на море у нее нет, но она планирует закупить их в США и Великобритании.
Только зачем все это Германии? Морские дроны, в отличие от тех же танков «Леопард», немцев поставлять ВСУ никто не принуждал. Берлин сам выступил с этой инициативой. Неужели так сильна натовская солидарность, или все-таки у Германии есть тут какой-то собственный интерес?
Оказывается, есть. Но сначала про то, о каких дронах идет речь.
Черноморский полигон «бундесмарине»
Образцы морских аппаратов, поставляемых Украине, становятся все более сложными и опасными. Как считает ряд экспертов, в данном случае в рамках «Рамштайна» речь шла уже о поставке безэкипажных дронов двух типов.
В первом случае – уже известный нам полупогружаемый аппарат, который движется на границе двух сред, доставляя взрывчатку к назначенной цели. Примерно такими аппаратами в последний раз был атакован Крымский мост.
Второй тип – так называемый беспилотный носитель. Он сможет доставлять аппараты первого типа непосредственно к театру боевых действий и уже там запускать их к цели.
Эксперты считают, что беспилотные носители будут представлять довольно серьезную угрозу в первую очередь потому, что они способны погружаться на глубину почти до сотни метров. А это значит, что их будет очень сложно обнаружить.
Дело в том, что самым эффективным средством борьбы с надводными беспилотниками все еще являются артиллерийские системы, способные уничтожать эти аппараты на достаточно больших дистанциях — до нескольких километров. Но для этого такой беспилотник требуется сначала обнаружить визуально.
Проще всего это сделать по спутному следу на воде, который дрон оставляет за собой во время движения. Такие расходящиеся волны оставляет за собой любой катер или корабль.
Если же аппарат будет глубоко погружаться в воду, спутного следа на поверхности он не оставит, а значит, сможет долгое время оставаться невидимым для артиллерийских расчетов.
Для обнаружения погруженных в воду аппаратов, конечно, есть другие средства, в том числе гидроакустические. Но обнаруживать малошумные небольшие аппаратики гораздо сложнее, чем, например, подводную лодку.
Причем, как говорят военные, наиболее опасны такие аппараты в том случае, если их запускать массово, целой стаей. Другое дело, что организации таких массированных атак 50 немецких дронов будет маловато. Но кто сказал, что на поставках этих первых 50 дронов немцы остановятся?
Германия имеет план модернизации военного флота, рассчитанный вплоть до 2035 года. В нем говорится, что существенные инвестиции в течение следующих 12 лет должны быть выделены на военно-морские беспилотники, которые строятся «в дополнение к судам с экипажем».
То есть до недавнего времени морские дроны-камикадзе не считались каким-то отдельным направлением в развитии военного флота Германии. Речь шла в основном о вспомогательных аппаратах. Однако теперь, исходя из опыта Украины по применению дронов-камикадзе в Черном море, Германия, похоже, свою стратегию пересмотрела.
Обладающая большими техническими ресурсами Германия сама захотела создать новую линейку небольших морских дронов, адаптированных к потребностям такого рода боевых действий, какие сейчас ведутся в Черном море. А потому и Украину, и само Черное море бундесвер хочет использовать для решения своих собственных проблем. А именно в качестве полигона для испытания новых беспилотных разработок, создаваемых пока в кооперации с западными партнерами.
Аттракцион невиданной щедрости
- Почему Германия, не имеющая своих собственных морских дронов-камикадзе, пообещала их Украине? – с этим вопросом «МК» обратился с военному эксперту Владимиру Гундарову.
- Никаких указаний на то, откуда бундесвер их собирается взять, нет, - отвечает эксперт. - Германия даже не входит в десятку стран-лидеров, строящих безэкипажные надводные корабли и катера. Среди 16 судостроительных компаний, что их выпускают, нет ни одной немецкой. Потому вполне закономерен вопрос: откуда у немцев 50 дронов для украинского москитного флота?
- Кстати, на официальном сайте Федерального правительства ФРГ сообщается лишь о десяти надводных дронах для Украины.
- Даже десяти дронов у бундесвера нет! Возможно, по этой причине на сайте правительства ФРГ не указаны ни название, ни тип планируемых к поставке морских беспилотников. Германия сама находится в начальной стадии этих работ.
Известно, что в 2008 году компания Rheinmetall Defense переоборудовала подводную лодку для работы с беспилотниками для ВМС Германии. В 2016 году ВМС приобрели у компании Atlas Electronik всего один 11-метровый дрон ARCIMS USV для экспериментов. В отличие от ВМС США, которые очень активно разрабатывают небольшие беспилотники, у бундесвера нет их запасов, или явных немецких промышленных партнёров с подходящими военными дронами, которые могли бы их поставлять десятками, да еще, как обещано Киеву, в короткие сроки.
- Может, немцы просто погорячились? Германия не смогла остаться в стороне от модного общеевропейского тренда – помощи Украине и сгоряча наобещала лишнего?
- Нет, на немцев это не похоже. Здесь далеко идущие планы. 6 марта 2023 года бундесвер случайно опубликовал на своем сайте – а через несколько часов с сайта его удалил – всеобъемлющий документ, в котором излагались перспективные структура и состав ВМС Германии к 2035 году и на несколько последующих лет. Концепция называется «Zielbild der Marine ab 2035+» - «Целевые показатели ВМС с 2035 года и далее».
Один из пунктов документа был посвящён широкому внедрению безэкипажных систем. Там называется новый безэкипажный катер, получивший название «Перспективная боевая надводная система» (Future Combat Surface System) и новый «большой необитаемый подводный аппарат», базирующийся на неатомных подводных лодках. Речь, вероятно, идёт о разрабатываемом сейчас судостроительной компанией Thyssenkrupp Marine Systems (TKMS) самом крупном в мире подводном дроне MUM – Modifiable Underwater Mothership - «Модифицируемый подводный материнский корабль».
- Судя по всему, это как раз большой подводный носитель для множества надводных дронов-камикадзе? Но даже если немцы быстро сделают такой аппарат, Украине они его точно пока не дадут – не захотят делиться секретами и новыми технологиями.
- Да, сейчас об этом рано говорить. Пока это все у них все только в планах. Но нам надо воспринимать это как данность и учиться защищаться от таких дронов. А учимся мы быстро. И это уже не я говорю, а американские генералы.
И они, и британцы сейчас активнее всех помогают Киеву с дронами. Думаю, не без помощи Британии украинцы наладили производство своих собственных морских дронов.
В августе Зеленский даже объявил о формировании нового военно-морского подразделения – 385-й отдельной бригады, которая будет эксплуатировать морские беспилотные системы. В ее составе, видимо, собирают всё, что есть у Киева - и американские, и британские морские беспилотники, и украинские Sea Baby - «Морской малыш», сделанные в подземных украинских цехах.
- Немецкие беспилотники там тоже появятся, раз Берлин обещал?
- Да, но вероятнее всего, Берлин просто оплатит их производство и поставку на Украину. Исполнителем немецкого заказа станет, конечно же, американская судостроительная компания. Вероятнее всего – Maritime Tactical Systems Inc. (Martac), чьи морские дроны MANTAS T-12 ранее уже поставлялись Украине.
- Платить свои деньги за американский заказ? В чем тогда здесь немецкий интерес? Может в том, что Германия учится воевать с Россией на море, используя Украину как полигон?
- Германии этот «аттракцион невиданной щедрости» сулит доступ к сотрудничеству с США, Норвегией и Австралией в создании своего собственного безэкипажного флота.
Причем если Вашингтон решит повысить градус противостояния в Чёрном море, то он предложит Берлину более сложный дрон Magura V5, показанный на выставке IDEF-2023 в Турции, что немцам сейчас очень интересно.
Magura V5 имеет заявленную максимальную скорость 42 узла (около 80 км/час), может нести полезную нагрузку свыше 300 кг, и главное – дальность его действия превышает 800 км. Иными словами, выйдя из порта Черноморска под Одессой, он через 8–10 часов может атаковать причальный фронт в Новороссийске, Геленджике, Туапсе и даже в Сочи. Согласится ли Берлин стать посредником в этом сомнительном предприятии – станет понятно в ближайшее время.