Об ухудшении взаимоотношений Варшавы и Киева из-за больших потерь пишут и польские СМИ. Так Mysl Polska в конце августа сообщила, что на Украине с начала спецоперации погибло не менее 10 тысяч польских граждан, воевавших в составе ВСУ. Причем, подчеркивает издание, их постоянно упоминают как добровольцев, либо наемников, хотя на самом деле все это в основном — польские военнослужащие и резервисты. «Наемники» - всего лишь их легенда.
Варшава обвиняет украинское командование в том, что оно не в состоянии обеспечить польским военным, которые воюют за интересы Киева, безопасность в местах проживания и боевой подготовки. ВСУ не способны уберечь и защитить их от российских ракетных ударов.
Приводя цифры потерь своих военных, Mysl Polska пишет: они столь велики, что способны подорвать обороноспособность самой Польши, а также повлиять на ухудшение социально-политической обстановки в стране перед выборами. По данным издания, потери на Украине составляют примерно 16% от личного состава вооруженных сил Польши, учитывая, что в целом численность польской армии составляет порядка 160 тыс. военнослужащих.
- Да, безусловно, польские потери на украинском фронте велики, - соглашается Владимир Гундаров. – Однако, когда мы говорим о польско-украинских взаимоотношениях, мы должны чётко разделять – во всяком случае поляки это разделяют – кто паны, а кто холопы и быдло. Паны за интересы быдла воевать и не собирались. Они там воюют исключительно за свои собственные интересы. Потому вполне допускаю, что во внутрипольской политической предвыборной игре, цифры потерь, возможно, кто-то и попытается использовать в качестве компромата, однако решающим аргументом против соперника это не станет. Большинство поляков все-таки поехали воевать на Украину добровольно и обеспечить им безопасность на передовой не в состоянии никто.
- Значит, по-вашему, не украинское зерно стало и не потери стали причиной разгорающегося на наших глазах польско-украинского скандала?
- Не только. Думаю, причины глубже.
- Историческая неприязнь поляков и украинцев?
- Нет. Все как всегда. Во-первых, дело в деньгах, во-вторых, в столкновении политических интересов Дуды и Зеленского.
Что касается денег, то началось с малого. Украинцы заказали полякам кое-что из необходимого им вооружения. Заплатили деньги, но поляки контракт не выполнили. Теперь украинцы требуют вернуть эти деньги. Началась тяжба.
Кроме того, поляки хорошо зарабатывают на том, что они являются транзитёрами западного вооружения на Украину. Но тут, недавно выступая, президент Польши Дуда заявил, что им самим нужно это оружие.
- Ну да, они планируют увеличить свою армию до 300 тысяч.
- У них сейчас армия растёт быстрее, чем они успевают ее перевооружить. Потому они выполняют и размещают заказы и у себя в стране, и за рубежом – всюду, для того, чтобы быстрее закупить танки, пушки, пулемёты...
- Вы говорите у этой ссоры есть еще и какой-то политический аспект.
- Да, и думаю, он в данной ситуации самый главный. Куда важней зерна, погибших поляков и даже денег.
- Имеете в виду проблемы, связанные с отторжением территории Западной Украины в пользу Польши?
- Очень похоже, что Зеленский пошел в отказ в этом вопросе. Полякам казалось, что все договоренности по этому поводу уже предварительно достигнуты. Но теперь Зеленский упирается, понимая, если он пойдёт полякам на уступки, его скинут свои же бандеровцы. Теперь он не хочет, чтобы Польша распространила свой протекторат на Украину.
Зеленский фактически сказал: нет, ребята, вы хоть и наши братья, друзья, помощники, спонсоры, но я вам Западную Украину не отдам, это для меня невыгодно и опасно. И это, наверное, самая главная причина почему Дуда так резко охладел к Зеленскому. А погибшие за будущее Западной Украины в составе Польши наемники тут абсолютно не причем.