МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Европе предрекли скорый приход националистов к власти: «Идеальный шторм»

Где могут победить "правые"

Западные аналитики бьют тревогу: и без того далекая от монолитного единства Европа может в скором времени пойти новыми трещинами. Как минимум в трех европейских странах в скором времени могут прийти к власти ультраправые популисты и националисты. И это касается не только восточноевропейских государств вроде Польши и Словакии, но и «респектабельных» по сравнению с ними Нидерландов. Так чем же обеспокоена либеральная общественность Запада?

Фото: Global Look Press

***

Форма трех европейских правительств может определиться выступлениями популистских, ультраправых или антиэстеблишментских партий на выборах этой осенью, поскольку раздробленный политический ландшафт континента продолжает раскалываться.

Так европейский корреспондент британского леволиберального издания The Guardian Джон Хенли рисует картину назревающего этой осенью в Европе «идеального шторма».

«Националистические, популистские, ультраправые партии отмечают растущую поддержку по всей Европе. Негативная реакция против иммиграции, прав ЛГБТК, абортов и поддержки Украины разворачивается по всему континенту». А вот таким макаром комментирует европейские политические тренды уже арабский канала Al Jazeera.

Опросы общественного мнения показали, что по всему континенту разворачивается негативная реакция против иммиграции, прав ЛГБТК, абортов и поддержки Украины.

Это приводит к тому, что политические силы, называющие себя “консервативными” и “патриотическими”, рассматривают грядущие в следующем году выборы в ЕС как главное испытание. Но до этого предстоящие выборы в Польше и Словакии могут привести «маргинальные» группы в правительство наряду с националистическими партнерами-популистами, угрожая усилить давление на «хрупкие демократические стандарты» и подорвать единство ЕС в связи с конфликтом на Украине.

Аналитики обеспокоены тем, что если две вышеупомянутые страны закончат год с националистическими популистами, делящими власть с крайне правыми, это будет иметь серьезные последствия для демократии, верховенства закона и западной ориентации Центральной Европы.

Сентябрьские парламентские выборы в Словакии, стране с населением всего в пять миллионов человек, могут оказаться решающими для дальнейшей поддержки Европой Украины в борьбе против России, вернув к власти Роберта Фицо, который считается ярым «промосковцем», живописует грядущие потрясения Джон Хенли из The Guardian.

А в Польше, где выборы состоятся в октябре, опросы показывают, что надежды на формирование большинства в правящей партии Права и справедливости (PiS) – «самопровозглашенных поборниках консервативного католического рабочего класса» - могут возлагаться на еще более правое движение – «Конфедерацию».

И когда голландские избиратели придут на выборы в ноябре, их и без того раздробленная политика будет еще больше нарушена дико популярным бывшим депутатом парламента от христианских демократов и его совершенно новой партией, выступающей против истеблишмента, а также группой, заявляющей, что выступает от имени разгневанных фермеров, продолжает аналитик из The Guardian.

«Все это очень, очень разные партии, - комментирует Кэтрин Фиески, эксперт по популизму и ультраправым. – Все, что у них общего, - это то, что они в той или иной степени настроены против истеблишмента. Их нелегко идеологически разложить по полочкам, отчасти потому, что они приспосабливаются к различным областям недовольства».

По словам Кэтрин Фиески, тот факт, что каждая из этих партий, вероятно, сыграет значительную роль на предстоящих выборах, показывает, насколько более фрагментированной и, во многих случаях, поляризованной стала политика Европы. «Ни одно из старых правил не применяется, и все меняется», - констатирует эксперт.

«Назревает настоящая буря между негативной реакцией на экономический либерализм и негативной реакцией на зеленую повестку дня, - прогнозирует Фиески. – И люди говорят: «Я проголосую за это», затем «Я проголосую за то», затем «Я не буду голосовать». Разочарованные избиратели готовы «попробовать что–то новое» в своего рода политическом консюмеризме - и в отчаянном стремлении защититься от ветров перемен».

Как показывают новые данные, в прошлом году почти каждый третий европеец проголосовал против истеблишмента, а с учетом коалиций, включающих ультраправые партии у власти от Финляндии до Италии или поддерживаемых ими, выборы этой осени могут стать ключевым испытанием бунтарских настроений с последствиями для всей Европы, продолжает свой анализ Джон Хенли.

Словакия: сколько стоит помощь Украине?

“Национализм набирает обороты в преддверии выборов в Польше и Словакии, что потенциально может положить конец безоговорочной поддержке Украины”, - пишут аналитики Visegrad Insight.

Прозападное правительство Словакии продемонстрировало решительную поддержку Украины. Но, несмотря на обвинения в коррупции, популистская, националистическая, социально консервативная партия «Курс — социальная демократия» Роберта Фицо уверенно лидирует в опросах на 21% и не исключает, что будет править с крайне правой Республиканской партией, выступающей против меньшинств, находящейся – согласно опросам – на четвертом месте по популярности среди электората.

Возглавлявший правительство Словакии с 2006 по 2010 год и с 2012 по 2018 год Роберт Фицо обвинял “украинских фашистов” в разжигании конфликта на Украине и заявлял, что прекратит военную помощь Киеву и “бесполезные и контрпродуктивные” санкции против России.

Он назвал прозападного президента Словакии Зузану Чапутову марионеткой США. Используя пророссийские настроения многих словаков (только 40% обвиняют Москву в украинском конфликте, что считается самым низким показателем в Центральной и Восточной Европе), Роберт Фицо радикально и эффективно разнообразил предложения своей партии.

Если до недавнего времени «золотой формулой» популистов, особенно ультраправых популистов, всегда были антииммигрантские настроения, защита закона и порядка, евроскептицизм, отмечает политолог из Амстердамского университета Маттиас Рудуйн, то теперь ситуация меняется: «Реакция правительств на Covid оказалась важна для одних; гендерные и аграрные интересы - для других. Изменение климата и экологическая повестка дня предназначены для большинства». Для партии Роберта Фицо, по словам эксперта, важен также ответ Европы на украинский конфликт – и его стоимость”.

“Поддержка Фицо была восстановлена хаосом при уходящей демократической коалиции, - комментирует Милан Ник, старший научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям. – Те, кто голосует за его партию, стремятся к стабильности. Они понимают, что эта партия допустила процветание коррупции, но, по крайней мере, они управляли компетентно”.

Политическая риторика Фицо – в том числе обещание, что в случае избрания он не пошлет “ни одного патрона” в Украину, выступая при этом против дальнейших санкций ЕС – отражает растущее влияние ультраправых. “Фицо знает, что есть голоса, которые нужно получить в кулуарах, и поэтому заимствует у крайне правых”, - говорит Милан Ник.

Западные аналитики обеспокоены тем, что победа Роберта Фицо грозит появлением еще одного изолированного режима внутри Евросоюза, подобного тому, который строится Виктором Орбаном в Венгрии. Действительно, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан внимательно наблюдает за происходящим, отмечает «Аль-Джазира»: «Он годами мечтал о создании нелиберального блока, который мог бы перенаправить ЕС, и, похоже, был взволнован признаками растущей поддержки националистов и крайне правых по всему ЕС».

“В следующем году у нас есть шанс сформировать правое большинство в Европейском парламенте. Во всех крупных странах победят правые”, - заявил недавно политический директор венгерского премьер-министра Балаж Орбан.

Польша: самые грязные и жесткие выборы

Выборам в Польше, намеченным на 15 октября, уже сейчас наблюдатели сулят репутацию «самых жестких, грязных и важных» в этой стране за последние десятилетия. На них столкнутся правящие правые популисты из PiS, находящиеся у власти с 2015 года, с оппозиционной Гражданской платформой Дональда Туска, причем ни те, ни другие, похоже, не смогут получить большинство в одиночку.

Аналитики говорят, что результат может иметь решающее значение для определения того, однозначно ли Польша вернется в ряды сторонников ЕС или продолжит свой нелиберальный курс, ведущий ко все более глубоким спорам с Брюсселем по поводу верховенства закона.

Ультранационалистическая консервативная партия PiS начинала 20 с лишним лет назад под личиной благонамеренных христианских демократов, но быстро перешла к полномасштабному культурному, социальному и национальному консерватизму. Сейчас она прочно вошла в истеблишмент и сталкивается с вызовом со стороны правых радикалов.

Либеральные аналитики опасаются, что, если PiS выиграет еще один срок, это будет означать «дальнейший откат демократии» еще более назад.

Лидер партии Ярослав Качиньский заявил, что победа на октябрьских выборах позволит PiS завершить подвергшуюся резкой критике реформу системы правосудия, которая побудила ЕС заморозить миллиарды средств для Польши из-за опасений по поводу верховенства закона.

“Политическое игровое поле уже накренилось, но беспокойство вызывает то, что свергнуть PiS демократическими средствами станет практически невозможно”, - сетует президент Института общественных связей Яцек Кухарчик.

Но есть в Польше силы, по сравнению с которыми даже партия Качиньского выглядит почти прилично. Ультраправая «Конфедерация» – альянс сторонников свободного рынка, закоренелых националистов и сторонников теории заговора, хотя и не классифицируется как популистское движение, набирает (если верить соцопросам) 11% голосов избирателей, что при лидировании PiS с 38% может повлиять на исход голосования.

Выступающий против иммиграции, абортов и карантина сопредседатель «Конфедерации», 36-летний Славомир Ментцен, однажды сказал, что его сторонники выступают против “евреев, гомосексуалистов, абортов, налогообложения и Евросоюза” (он сказал, что пошутил – но мы-то знаем, доля чего имеется в каждой шутке). При этом его основная идея – низкие налоги, меньшие расходы на социальное обеспечение, отсутствие обязательных пенсионных взносов и взносов на здравоохранение – находит отклик, особенно у молодых людей, 40% из которых говорят, что проголосуют за его партию.

«Конфедерация» пообещала не сотрудничать ни с одной из двух ведущих партий (то есть ни с ультраконсерваторами из PiS, ни с либералами из «Гражданской платформы»), что повышает вероятность политического кризиса, когда Европа меньше всего в нем нуждается, и, в конечном счете, новых выборов, от которых она надеялась бы извлечь выгоду, отмечают аналитики.

«Это повторяющаяся особенность, – цитирует The Guardian Бена Стэнли, политолога из Университета SWPS в Варшаве. – Устоявшаяся система циклически уязвима для такого рода партий: это призыв ”мы раньше не управляли, поэтому не несем ответственности за этот беспорядок".

О глубоком влиянии «Конфедерации» на польские выборы можно судить по изменению подхода Варшавы к Украине, отмечает Al Jazeera: «Ранее гордо выставлявшееся напоказ как самый стойкий сторонник Киева, наблюдавшее за прибытием более миллиона беженцев, правительство приняло иной подход на фоне критики “украинизации Польши”. Варшава начала возглавлять группу восточных государств ЕС, включая Словакию, которая блокирует импорт зерна из Украины».

Нидерланды: «люди хотят альтернатив мейнстриму»

А что же насчет «старой» Европы? В ходе ноябрьских выборов в Нидерландах доминирующими бунтарями, выступающими против истеблишмента, в течение нескольких месяцев считались сельские популисты из Движения фермеров-граждан (ВВВ), которые одержали победу на провинциальных выборах в марте.

Опираясь на недовольство сельских жителей политикой правительства в области охраны окружающей среды, в частности, планом выкупа акций фермеров и сокращения поголовья скота для сокращения выбросов азота, движение BBB использовало разрыв между сельскими и городскими районами и широко распространенное недовольство основными партиями.

Но поддержка этого движения в опросах достигла пика в мае (22%) и с тех пор сократилась вдвое, до 11%, зато другая умеренная, но выступающая против истеблишмента партия вырвалась вперед.

Эту партию – Новый общественный договор (NSC) – возглавляет бывший депутат парламента от христианско-демократической партии Питер Омцигт, наиболее известный тем, что в 2021 году отправил в отставку правительство Марка Рютте из-за скандала, в ходе которого 20 тысяч семей были ошибочно обвинены в мошенничестве с детскими пособиями, многие по этническому признаку.

«Он центристский кандидат, выступающий против истеблишмента, – комментирует фигуру Омцигта Кас Мадде из Университета Джорджии. – Нормальный, порядочный политик, который свергает правительство. Люди хотят альтернатив мейнстриму – включая, возможно, альтернативы немного более спокойные, чем популистские”.

Тут возникает вопрос: «Чего ж вам боле?»

Не националист, не фашист, даже почти не популист... Но, боятся западные аналитики, приход во власть Омцигта, обещающего “новый способ правления”, может, при всех его «плюсах», взорвать голландский политический ландшафт, как это сделал Эммануэль Макрон во Франции в 2017 году. Коалицию может быть трудно сформировать, и она может оказаться хрупкой. Нестабильная политика Европы становится все более сложной.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах