— О чем тут говорить, если даже тем, кто едет из Прибалтики в ту же Белоруссию, где действует безвизовый режим, вручают памятку, где настоятельно рекомендуется воздержаться от этой поездки, так как они могут быть завербованы спецслужбами иностранных государств, — говорит писатель, создатель канала «Антифашисты Прибалтики» Сергей Васильев. — Людей пугают, что при пересечении границы их ожидают допросы, у них могут изъять мобильный телефон, а также компьютер.
Осенью 2022-го Сергей Васильев был вынужден бежать из Латвии. Из-за сбора гуманитарной помощи Донбассу в 2014–2015 годах его обвинили в «пособничестве террористам».
Как говорит наш собеседник, уехать сейчас из Прибалтики в Россию учиться или работать — это подвиг.
— Потому что получить российскую учебную или рабочую визу — это настоящий квест. На это требуется очень много времени. Но самые упорные оформляют документы и уезжают. У меня дочь в свое время пыталась поступить в Бауманку. Оказалось, что в той же Голландии поступить в университет легче, а учеба обходится дешевле. Но молодые люди едут на учебу в Россию. Только обратно в Прибалтику возвращаться опасно. Студентка Таня Андриец приехала на каникулы из Санкт-Петербурга. Теперь уже полгода сидит в СИЗО. Так что, власти не только предупреждают, но и действуют.
(22-летняя Таня Андриец боролась за права русскоязычных прибалтов, выступала против сноса памятников героям Великой Отечественной войны, выходила на одиночный пикет к памятнику Свободы в Риге с призывом не вовлекать детей в деятельность гендерных активистов. В результате ее обвинили в совершении особо тяжких преступлений против латвийского государства в пользу России. Тане грозит тюремный срок).
Еще один наш собеседник, житель Таллина Андрей, говорит, что власти Эстонии всеми силами пытаются удержать молодежь, которая в массовом порядке уезжает из страны.
— В Эстонии — экономический спад, цены растут, как и уровень безработицы, — говорит Андрей. — В туристических местах сейчас немноголюдно, что сказывается на карманах местного населения. Правительство просит всех экономить энергию, воду. Например, теперь штрафы для русских школ увеличили в 15 раз, если выяснится, что хоть один учитель там не владеет эстонским языком. Им предстоит за это выплатить 10 тысяч евро.
По мнению нашего собеседника, власти боятся страшных статистических данных.
— Ладно, когда молодежь едет в страны ЕС, это можно фиксировать как временный выезд. А когда молодые едут учиться в Россию — понятно, что люди могут уже не вернуться, это уже убыль молодежи, причем наиболее образованной.
Ольга, которая живет в Нарве, говорит, что ее сын и дочь учатся в вузах Таллина.
— Главный их аргумент: с этими дипломами можно потом устроиться на работу в любой европейской стране, — делится с нами Ольга. — Они родились и выросли в Нарве, с детства свободно говорят на эстонском, полностью интегрированы. У них двойное эстонско-российское гражданство, но они этого не афишируют. Гонения сейчас в Эстонии страшные. Лишнего слова не скажи и не напиши в соцсетях. Я звоню своим знакомым в России только через Телеграмм, обычные разговоры с российскими абонентами тайно отслеживаются полицией. Молодежь между тем бежит из страны. Город Нарва опустел. У кого есть возможность, уезжают в Финляндию или в Швецию. Есть те, кто едет в Россию. Но надо учитывать, насколько сильна в Эстонии пропаганда. Например, юношам-выпускникам внушают, что, как только они пересекут российскую границу, их заберут в армию. Казалось бы — бред, у них нет ни внутреннего паспорта, ни военного билета. Но обработка молодежи идет постоянно. На местном телевидении постоянно говорят, что в России люди социально не защищены, как там все плохо. Люди в Эстонии запуганы. Но есть те, кто не верит пропаганде, идет напролом. Например, один из наших знакомых — мальчик-выпускник — уехал учиться в Ярославль. Он из многодетной семьи, как иностранный абитуриент получил место в общежитии. Все у него хорошо.