Очевидно, что вся гадость, которая прилетает к нам, должна формально хотя бы лететь с территории Украины. Потому что точка запуска, страна запуска автоматически становится законной военной целью.
А если это страна НАТО? А у них там есть 5-я статья – мол, нападение на одного - это нападение на всех, и мы сейчас как все дружно навалимся...
В этой статье, конечно, есть оговорки – она не работает автоматически на войну (каждая из стран окажет помощь, которую сочтет необходимой), но все равно очень велик риск. Плюс к тому, «обвиняемому» всегда можно тыкать пальцем в киевский режим и каких-нибудь «партизан» - мол, извините, мы тут ни при чем, проникла украинская группа на нашу землю и запустила что-то по России, очень сожалеем.
В случае с русофобкой, премьером Эстонии Каей Каллас трудно не сложить два и два. Сначала ее обвиняют в том, что муж ее ведет бизнес с Россией (Кая Каллас в мае требовала от предпринимателей найти «моральный компас» и не вести дела с РФ), она оправдывается, бедняга супруг вынужден отказываться от бизнеса, но все равно – осадочек остался, премьерское кресло шатается. А ведь можно предположить, что выявленный бизнес «старика Калласа» - это не просто так произошло, это операция по шантажу. Что делать, как доказать свою преданность русофобии? И тут под удар попадает российский аэродром в Пскове. Кая Каллас загадочно улыбается, молчит. Кая Каллас снова на коне.
Что делать? Обвинить впрямую? Конечно, Владимир Вольфович когда-то пророчил: Варшава и Вильнюс будут гореть. Но он не говорил, что будет гореть в таком случае у нас и готова ли наша власть к такой эскалации.
Оставить все как есть, в надежде, что само рассосется? В данном случае надежды нет – не исчезнет проблема. А без ответной реакции только усилится.
А ведь можно, например, помочь Кае Каллас в поисках «морального компаса» разрыва связей с Россией. Агентство Рейтер со ссылкой на данные прибалтийских таможен сообщало, что в прошлом году Россия увеличила совокупные продажи автогаза в Латвию, Литву и Эстонию вдвое - с 159 тыс. тонн до 331 тыс. тонн. Мы точно хотим, чтобы там заправляли автомобили и отапливали дома нашим газом?
Конечно, в целом перевалка российских грузов через порты прибалтийских стран снизилась. Но, например, как пишет специализированный портал Portnews, объем перевалки российской руды через порты прибалтийских государств вырос более чем на четверть, до 1,78 млн тонн, а металлов - в 2,7 раза, до 427 тыс. тонн.
Формально в Прибалтике действует запрет на ввоз российской древесины, но ограничения местные дельцы обходят с помощью фальшивых накладных и генеральный директор Союза лесной и деревообрабатывающей промышленности Эстонии Хенрик Вялья, прямо бьет тревогу по поводу продажи фанеры из России.
Ну, и смешное: только этим летом в Эстонии выяснили, что эстонская армия снабжается чаем, произведенным в России. Так не пора ли прекратить все это российско-прибалтийское «чаепитие»? Санкции – это игра, в которую можно играть вдвоем. Особенно тогда, когда ты заранее в выигрышном положении. Опыт, тем более, есть – российские контрсанкции после «крымской весны» отправили прибалтийскую молочную отрасль в глубокий нокдаун.
Не стоит нам забывать и о том, что конфликт – гибридный. И если, к примеру, в Эстонии сейчас случайно что-нибудь взорвется, сгорит или рухнет, то мы тут совершенно ни при чем. Такая ситуация, когда всем все понятно.