Размещение автоматических самописцев полетной информации, так называемых «черных ящиков» на борту бизнес-джетов не регламентировано, их установка определяется решение владельцев самолетов, говорит эксперт.
- По нашим правилам, на воздушных судах в обязательном порядке, вне зависимости от размеров самолёта и его вместимости, обязательно устанавливается контрольно-измерительная техника и записывающая аппаратура, - рассказал генерал Попов. - Но для импортных самолётов, а Embraer – это бразильская фирма, действуют правила ИКАО – Международной организации гражданской авиации. Я так понимаю, что самолет к нам попал давно, до объявления санкций.
Думаю, что на нём есть определённая аппаратура для записи полетной информации. Это либо американская система бортовых самописцев, либо наша, отечественная. Вопрос только в том, в каком она состоянии, а также где и как крепилась.
На больших самолетах есть штатные узлы крепления. Но на бизнес-джетах таких штатных мест установки «черных ящиков», как правило, нет. Они определяются дополнительным разрешением конструкторского бюро западных стран. КБ указывают место, где удобнее расположить аппаратуру. И в этом случае она может оказаться в не очень безопасном месте расположения для их сохранности.
Мы ставим свои средства объективного контроля, грубо говоря, в районе хвостовой части самолёта, в районе киля. Потому что эти элементы конструкции, как правило, остаются целыми при катастрофе. Такова статистика. Разбиваются двигатели, фюзеляж, кабина. Мы это знаем.
В случае с самолетом Пригожина есть видео, где видно, как самолет падал, потом горел на земле. Если ящик был установлен не в самом оптимальном для его сохранности месте, то он мог сгореть.
- Есть требования к «черному ящику» по его сохранности в экстремальных условиях?
- И по нашим правилам, и по правилам ИКАО «черный ящик» должен выдерживать перегрузку 30 и более единиц, температуру 800-1000 градусов в течение, допустим, полутора-двух минут. Он не должен терять информацию в течение до десяти суток пребывания в соленой воде на большой глубине.
Но одно дело – стандартные требования, и другое – как они реализованы. Я приведу пример: когда в Сирии были сбит наш Су-24 и погиб летчик Пешков, при расследовании выяснилось, что новое бортовое средство объективного контроля не прошло до конца испытания, и «черный ящик» разрушился очень сильно.
Собственник бизнес-джета может принимать решение по поводу «черного ящика» на своё усмотрение. Одно дело, когда государственные органы следят за состоянием бортовых самописцев, существуют так сказать ГОСТы, и другое дело – частник, который руководствуется техническими условиями.
Читайте материал: "Перед крушением самолета Пригожина на борт проникли посторонние люди".