Залужный ранее докладывал Зеленскому об усталости и падении морального духа в частях ВСУ на линии фронта. По его мнению, необходима ротация, которая позволит бойцам восстановить силы, а для этого необходима дополнительная мобилизация.
Решение о смене руководителей территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК – так теперь на Украине называются военкоматы) было принято на специальном заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины.
После него Зеленский выступил с видеообращением, в котором сообщил, что в отношении военкомов было открыто 112 уголовных производств. По его словам, новыми руководителями ТЦК станут украинские военные, «которые прошли фронт или которые не могут быть в окопах, ведь потеряли здоровье, потеряли конечности, но сохранили свое достоинство и не имеют цинизма».
При этом, по мнению авторов газеты The New York Times, причины массового увольнения военкомов кроются в том, что контрнаступление ВСУ не принесло ощутимых результатов и стало причиной сильного «кровавого утомления» в армии и обществе. Издание сообщает, что, по мнению западных аналитиков, ВСУ с начала СВО потеряли примерно 150 тысяч человек.
О том, что на самом деле стоит за решением Зеленского об увольнении военкомов, мы поговорили с политологом Ростиславом Ищенко.
- Поможет ли увольнение военкомов преодолеть украинскую коррупцию?
- Борьба с коррупцией тут ни при чем. Зеленскому просто необходимо увеличить количество мобилизованных, чтобы поддержать силы своей армии, потому что они исчерпываются. А нормы мобилизации, о которых он заявлял, не выполняются.
Он требовал, чтобы в июне и в июле было мобилизовано по 100 тысяч человек, а за эти 2 месяца в целом мобилизовали не более 70 тысяч. В августе он требовал 200 тысяч, а пока мобилизовано менее 30 тысяч. Пополнения не восполняют убыль украинских войск. Понятно, что так воевать нельзя.
Поэтому он пытается, во-первых, возложить ответственность за проведение мобилизации на саму армию. Именно поэтому он поручил назначение новых военкомов Залужному.
Во-вторых, он заявил, что руководителями ТЦК надо ставить мотивированных националистов, которые были на фронте и получили там увечья. Исходя из того, что они будут активнее ловить и больше отправлять на фронт разного рода «уклонистов». Я считаю, что все это призвано решить чисто практическую задачу увеличения численности призывного контингента.
- То есть мобилизация ужесточается?
- Зеленский сам об этом говорит. Они сейчас запрещают выезд за пределы Украины подросткам мужского пола от 16 лет. Такое решение уже принято, в административном порядке запрещен выезд за границу несовершеннолетних юношей. Сейчас в Верховной раде обсуждается вопрос о запрете покидать Украину женщинам. В ВСУ уже сейчас служит 43 тысячи женщин. Почему бы их количество не увеличить тысяч на 100-200, если получится.
- То есть мальчика 16 лет на границе уже не пропустят?
- За взятку, возможно, и пропустят. И не только мальчиков. Но, естественно, это сократит возможности детей выезжать. Раньше их родители вывозили в 16-17 лет, чтобы их в 18 не призвали. Теперь этот процесс усложнится и удорожает.
- Новыми военкомами будут назначать именно националистов?
- Зеленский заявил, что он рекомендует Залужному назначать «убежденных патриотов», которые побывали на фронте и там были ранены, получили увечья. Воевать им сложно, а вот руководить военкоматом – проблем нет.
- А от «старых» военкомов, если их отправят на фронт, толк там будет?
- Я сомневаюсь, что их отправят на фронт. Областные военкомы – это люди в звании полковника или даже генерала, заработавшие на своих должностях миллионы долларов. У них есть возможность купить себе нормальную должность. Может быть, при этом будет считаться, что они на фронте. Но фронт – понятие растяжимое. Полковники в окопе сидеть не будут.
- Где гарантии, что новые военкомы не будут брать взятки?
- Гарантий нет. Но каждый вновь назначенный бюрократ не сразу входит в курс дела – где можно взять, где нельзя и сколько. Сначала он пытается продемонстрировать свою нужность, а Зеленскому нужны люди прямо сейчас. Ему надо 150-200 тысяч человек за пару месяцев.
- Почему летняя мобилизация провалилась?
- Потому что люди разбегаются, прячутся, не хотят идти в армию. Они хотят жить. Коррупция – это один из способов избежать мобилизации. Можно спрятаться, уехать за границу или дать взятку и получить «белый билет». Самый надежный способ – это уехать. Те, кто за взятку получил «белый билет», после смены военкомов вполне могут попасть на фронт. Взятка вам не гарантирует, что вы останетесь в тылу. Гарантия – только выезд, и желательно в Россию. Потому что в ЕС уже активно обсуждается вопрос о возвращении на Украину людей призывного возраста.
- Почему Зеленскому именно сейчас нужны эти люди?
- Ситуация у него патовая. На севере у него рушится фронт. Российские войска на севере наступают быстрее, чем Зеленский на юге. На юге у него исчерпываются силы. Наступление вот-вот остановится.
Когда это произойдет, российские войска сами начнут наступать. И тогда уже затрещит весь фронт. Поэтому Зеленскому надо пополнять войска, чтобы они постоянно наступали. Пусть их убивают, главное, чтобы они не останавливались и не давали российским войскам самим перейти в наступление. Для этого нужно постоянное пополнение - как минимум 50 тысяч человек в месяц, а лучше 100. 100 тысяч в месяц – это норматив, который позволяет Украине продолжать на юге свои потуги - заваливать фронт своими трупами и как-то продвигаться.