МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Украинские беспилотники облюбовали «Москва-сити» из-за железной дороги: легко пролететь незамеченным

Полковник Кнутов рассказал, когда может быть решена проблема отражения дронов

Очередная попытка атаковать центр Москвы была совершена противником в ночь на 1 августа. Удар при падении беспилотника пришелся снова в здание «Москва-Сити», где расположен ряд министерств. «МК» побеседовал с военным экспертом, директором музея ПВО Юрием Кнутовым, который рассказал, почему Украине уже второй раз удалось совершить атаку на стратегически важный объект, как противник мог использовать железную дорогу рядом с Сити и как себя обезопасить при встрече с беспилотником.

Фото: Геннадий Черкасов

Ранним утром 1 августа комплекс зданий «Москва-Сити» вновь подвергся атаке беспилотников. На этот раз был поврежден фасад 21-го этажа той же башни, что и 30 июля - это здание в «IQ-квартале», где находится правительственный комплекс (Минцифры, Минэкономразвития, Минпромторг и ряд других ведомств). В здании разрушено 150 квадратных метров остекления.

За комментариями «МК» обратился к военному эксперту Юрию Кнутову.

- Юрий Альбертович, почему противник облюбовал именно этот комплекс зданий? Только ли из-за находящихся там министерств?

- Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что атакованная башня, находится рядом с Третьим транспортным кольцом, рядом железная дорога. Железнодорожные пути - это хороший ориентир для беспилотника. 

Ещё в советское время противник периодически использовал железную дорогу для прикрытия полета самолетов. В частности, Руст (немецкий пилот-любитель, совершивший перелёт на лёгкомоторном самолёте из Гамбурга в Москву, беспрепятственно пролетев более тысячи километров в 1987 году - «МК») летел, в том числе, над железной дорогой.

Почему? Потому что провод, по которому передаётся электричество и который соединяется с пантографом электровозов и электричек, создаёт определённую засветку. И старые, ещё советский локационные станции не видели на определённом расстоянии никакой цели в этой зоне.

Конечно, современные локационные станции более чувствительные. Но если допустить, что беспилотник полностью изготовлен из радиопрозрачных материалов, а это так и есть (за исключением двигателя) то его практически не видно, и это, конечно, осложняет его обнаружение. Кроме того, как уже не раз говорил, есть вероятность того, что могут использоваться радиомаячки для подсветки маршрута и цели.

- Это значит, что у противника были люди, которые заранее подготовили почву для совершения террористического акта?

- Да. Какой-то посетитель мог зайти в здание и оставить маячок, а потом его активировать незадолго до удара беспилотника. И беспилотник потом наводился по этому маячку с высокой точностью. И заглушить его работу, его ориентацию с помощью системы GPS практически невозможно. Я не исключаю, что противник мог использовать и эту схему.

- Конкретно этот беспилотник, вернее его обломки, могут помочь следствию?

- Конечно, необходимо изучить все видеозаписи, установить, как этот беспилотник летел, максимально собрать его детали, посмотреть, где он собирался. И если этот беспилотник запущен с территории России, то, конечно, нужно находить место дислокации диверсионной группировки и её нейтрализовывать.

- А если с территории Украины?

- Тогда надо продолжать системную борьбу с беспилотниками, вернее с их производством на территории Украины. Киевский режим сейчас выделил 1,1 млрд долларов на закупку беспилотников. Причём это беспилотники будут только украинского производства.

Кроме того, будут натовские беспилотники, которые входят в пакеты военной помощи. Украина заявляет, что она производит больше десятка различных моделей, но я в этом сомневаюсь, вероятнее всего, они их просто собирают. Поэтому нужно выявлять места сборки беспилотников и уничтожать их на территории Украины. Это также задача наших Воздушно-космических сил и ракетных войск.

- Это уже второй прилет беспилотника, причем в одно и тоже здание. Неужели мы не можем с бороться с такой угрозой?

- Не только мы. Если бы, например, у ВСУ были средства эффективной защиты от дронов, то наши «Герани» не наносили бы столь серьёзный ущерб военным объектам на территории Украины. Несмотря на то, что НАТО туда перебрасывает ультрасовременные комплексы ПВО. Такие, как Patriot, NASAMS, Iris-T и французский SAMP-T. 

Они также оказываются малоэффективны. Потому что на сегодняшний день проблема борьбы с беспилотниками является острой абсолютно для всех государств. Один из генералов Пентагона как-то прямо сказал, что, возможно, какие-то наработки в США появятся только к 2030 году.

- В какому ключе двигаться и что конкретно разрабатывать?

- Надо заниматься разными видами защиты, на мой взгляд. С одной стороны, надо заниматься оружием на новых физических принципах - это лазерное оружие и лучевое оружие, способное выжигать микросхемы у беспилотников. Не подавлять, как сейчас это делает электромагнитное оружие, а именно выжигать электронику.

- А сейчас что делать?

- Это, конечно, дискуссионная тема, но, возможно, придётся возвращаться к временам Великой Отечественной войны, а также к арабо-израильскому конфликту 1970-го года. В то время мы помогали Египту, и наши лётчики-истребители находились на египетской территории, защищая воздушное пространство этой страны от ударов израильской авиации.

Аэродромы тогда прикрывали аэростаты заграждения. Но аэростаты имеют особенность - за счёт тросов можно препятствовать пролету самолётов. Беспилотники же легко обойдут эти тросы. Однако если устанавливать сети, то, конечно, беспилотникам придётся подниматься на большую высоту, где они будут заметнее для радаров и визуального наблюдения.

Таким образом, появится возможность для их уничтожения. Возможно, такая система будет использована. Она дорогостоящая, трудоёмкая, но, вероятнее всего, другого выхода нет. И нам  придётся создавать ее не просто в каких-то отдельных районах Москвы, а вокруг столицы, каких-то важных объектов до появления более современных и мощных систем, которые будут способны выжигать электронику беспилотников.

- Многие стали обвинять систему РЭБ в неэффективности. Так ли это?

- Нет, конечно. Поймите, чтобы усовершенствовать беспилотник нужна, условно, всего тысяча долларов. За эти деньги можно поменять детали, программное обеспечение и все - этот беспилотник уже не «возьмут» существующие системы РЭБ. 

А вот чтобы усовершенствовать станцию РЭБ, надо, как минимум, сто тысяч долларов, а чтобы улучшить зенитно-ракетный комплекс - и того больше. Поэтому беспилотники - очень гибкое средство, которое можно постоянно менять, совершенствовать чуть ли не каждый день. А информация о том, что мы разработали ту или иную новую станцию радиоэлектронной борьбы, появляется у нас раз в три-шесть месяцев.

Вот недавно была информация о том, что у нас появилась станция РЭБ «Сапфир» специально для борьбы с дронами. Это как раз связано с тем, что противник постоянно совершенствует систему наведения беспилотников, повышает их помехозащищённость.

- По каким-то внешним признакам можно определить - опасен ли беспилотник?

- Вообще-то, сейчас над Москвой установлена бесполётная зона. Никаких беспилотников в небе быть не должно. Если он летит, то это уже беспилотник-нарушитель. Так что если мы видим беспилотник в небе, значит на 90% это беспилотник противника. А он опасен всегда. 

- Что делать? Как себя обезопасить?

- Если видите беспилотник на малой высоте, либо он ещё только начинает кружить, то лучше спрятаться в пешеходном переходе, забежать в подъезд под лестницу, либо в метро. Ну, а если он просто пролетает, то в срочном порядке надо сообщить оперативным службам по телефону 112.

Дрон повредил здание Москва-сити: кадры последствий атаки

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах