- Танк наш - не просто военная техника, - с нотками нежности в голосе рассказывает про свою «восьмидесятку» командир боевой машины с позывным «Ласка». - У него даже имя особенное - «Дед Мороз», потому что мы его под Новый год получили. Ох, из каких только передряг он нас не вывозил.
Знаете, будто живой, и все понимает, что надо поднапрячься, но сделать, иногда даже из последних сил. Помню как-то нас «заптурили» (выстрелили по танку противотанковой управляемой ракетой — ПТУР. - Авт.), думали - все, сам не доедет, а он взял и доехал. Мы даже не поняли как.
«Ласка» - мужчина средних лет. Бывший отставник, разведчик. За спиной прошлый опыт боевых действий, но о нем мужчина говорить не хочет:
- Много чего было... Надо жить тем, что сейчас происходит.
Двенадцать лет назад «Ласка» вышел на заслуженный отдых. Думал все, впереди только гражданская жизнь, но судьба распорядилась иначе.
С началом СВО военнослужащий не находил себе места и уже в июне 2022 года приехал на фронт в составе одного из добровольческих подразделений «Барс». Прослужил два месяца, получил контузию, поехал домой подлечиться. Только поправил здоровье, как в сентябре объявили о частичной мобилизации. И вот он снова здесь.
На вопрос - сложно ли из разведчика переквалифицироваться в танкисты, отвечает однозначно: «Если понимаешь, что ты делаешь и зачем, то не сложно. Всему можно обучиться».
- Ваш героический бой, попавший на просторы Интернета, был самым сложным? - интересуюсь у командира.
- Нет, бывали ситуации «погорячее», - искренне признается он.
В тот день, 6 июня, в бой вышли сразу до десяти единиц бронетехники ВСУ, вспоминает военнослужащий. Противник пошел в наступление, и нашим бойцам необходимо было дать ему отпор. Дали. После отдельно экипажу «Ласки» поступила команда прикрыть дружественное подразделение, располагавшееся в соседней лесополосе. О том, что в ходе выезда танкисты практически в одиночку смогут остановить вражескую колонну, в тот момент никто из них даже и не думал.
- Мы заскочили в «зеленку (лесополоса. - Авт.), из-за чего обзор был минимальный, - продолжает командир. - Неподалеку находился ранее разбитый нами украинский блокпост, рядом с ним стояло несколько единиц брошенной техники, которые нам необходимо было уничтожить, чтобы противник уже не смог ее эвакуировать и вернуть в строй.
«Дед Мороз» уже начал отходить назад, когда «Ласка» заметил какое-то движение в поле. Дал команду механику-водителю разворачивать машину.
- Выскочили, и «Леха» тут же подбил первый танк, - довольно продолжает командир.
Наводчик-оператор с позывным «Леха», смущенно улыбаясь, кивает головой в подтверждение слов командира.
- Мы еще немного покрутились, заметили, что движение за лесополосой продолжается. Я дал команду «огонь», «Леха» выстрелил. Как позже узнали, подбили второй танк. В общей сложности мы заходили трижды.
Бойцы признаются, что картинку того боя увидели совсем недавно. На месте все воспринималось совершенно иначе. О том, что за «зеленкой» экипажу противостоят два вражеских танка и восемь бронемашин, танкисты не знали.
Командир признается, что действовал самостоятельно, полагаясь на свой опыт. Вражеские «глушилки» работали на все сто и связи с КП, считай, не было. К счастью помощь пришла сама. Как признается собеседник, поддержка артиллерии очень помогла в тот момент.
- Страшно было?
- Да, знаете, оно ведь как, страшно всегда перед боем. А когда уже ввязался, там про страх забываешь.
Находящийся рядом на протяжении всего разговора оператор-наводчик вновь кивком головы соглашается с командиром. «Леха» - также мобилизованный, в мирной жизни трудился сварщиком. Кроме как по опыту «срочки» с военным поприщем знаком ранее не был. Правда, службу по призыву проходил в танковых войсках, поэтому обращаться с боевой техникой немного умел.
На вопрос, какие эмоции испытывал в том бою, говорит, что времени на них не было. Выполнял приказы, был сосредоточен на работе. «Леха» признается, что с командиром они в одном экипаже с самого начала боевого пути, а потому доверие в коллективе стопроцентное. Еще ни разу наводчик не усомнился в правильности отданных «Лаской» приказов.
- А как иначе? - подключается к разговору «Ласка». - Я рассчитываю на парней, а они знают, что свой экипаж я никогда не подведу.
- Как достигается такая слаженность?
- Только временем и боевыми ситуациями.
В тот день ситуация сложилась так, что экипаж «Деда Мороза» претерпел некоторые «структурные изменения». Штатный механик-водитель незадолго до этого боя был ранен и его место за рычагами занял командир танковой роты с позывным «Монолит». В отличие от моих собеседников, «Монолит» - кадровый офицер, танкист. Однако в той ситуации, несмотря на звание и должность, он выполнял приказы «Ласки», который управлял боем.
- Это безоговорочное правило, - объясняет «Монолит». - Неважно, кто ты по званию и должности, но если занял место в танке, будь добр выполнять приказы командира. От этого зависит не только результат боевой задачи, но и жизнь всего экипажа.
Механик-водитель, равно как и другие члены экипажа, на тот момент не имел полной картины происходящего.
- А если бы знали, что напротив вас десять вражеских машин, как бы поступили?
- Да точно так же. Командир сказал вести танк вперед, я выполнил.
Спрашиваю, в свою очередь, у «Ласки»: если бы тогда знал насколько непростой была та ситуация и что силы противника многократно превосходили, повел бы машину в бой?
- Да, - глядя мне прямо в глаза, уверенно произносит командир. - Задача должна была быть выполнена, и не важно - сколько их там. В жизни всегда возникают ситуации, когда человеку приходится перешагивать через себя, через свои страхи и сомнения. По-другому не будет результата.