С вечера понедельника многие сторонники оппозиции в Израиле примерили на себя траур. Недовольные принятым законопроектом об отмене «доктрины разумности» вступали в жесткие стычки с полицией, правоохранители в свою очередь использовали для разгона толпы не только конную полицию, но и водометы с синей краской. Справиться с недовольными удалось лишь после часа ночи.
Вишенкой на торте стали газеты, окрасившие свои первые полосы в черный цвет. Как утверждает The Jerusalem Post, этот «бунт печатной прессы» стал не чем иным, как платной рекламой израильского Движения протеста высоких технологий (группы, состоящей из представителей высокотехнологичных компаний, включая генеральных директоров, венчурных инвесторов, индивидуальных предпринимателей и штатных сотрудников, работающих в этой сфере).
Однако даже согласие на размещение такой «рекламы» с явно не многозначной подписью «черный день для израильской демократии» говорит о многом.
После 29 недель протестов и массового бунта граждан в понедельник Кнессет окончательно одобрил закон, запрещающий судам проверять «разумность» решений правительства и министров.
Законопроект прошел третье и окончательное чтение с 64 голосами за и 0 против, поскольку вся оппозиция, состоящая из 56 членов, бойкотировала голосование. Они просто ушли из зала заседаний, предварительно вдоволь наругавшись с представителями правящей коалиции.
Сразу после удачного для партнеров премьер-министра Биньямина Нетаньяху голосования министр юстиции и по совместительству архитектор реформы Ярив Левин назвал закон «первым шагом в историческом процессе по исправлению судебной системы». Лидеры коалиции публично обязались продолжить этот процесс, и следующим шагом станет законопроект о реформировании коллегии, которая выбирает новых судей (это уже можно ожидать на зимней сессии Кнессета).
Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир заявил, что принятие законопроекта – это «только начало», и что остальная часть реформы должна быть принята «для более еврейского и более демократического Государства Израиль». Помимо уже упомянутой реформы избрания Отборочной комиссии судей, Бен-Гвир надеется вместе с коалицией внести поправки в полномочия генерального прокурора.
Принятый закон также может иметь немедленные последствия. Председатель ультраортодоксальной политической партии (ШАС) Арье Дери (бывший министр внутренних дел и здравоохранения) может быть назначен Нетаньяху главой трех ключевых министерств. Для понимания, в январе этому политику фактически не позволили занять эти должности. Большую роль сыграл как раз Верховный суд, который воспользовался тогда еще действовавшей доктриной «разумности». Фемида сочла неразумным допускать к важной позиции чиновника, осужденного в прошлом году за налоговое мошенничество. Помимо прочего, с конца 90-х годов за Дери тянется шлейф нескольких уголовных дел. Теперь же подобные перестановки могут стать более доступными, если это потребуется правительству.
Никто в Израиле также не забывает и о «темных страницах» биографии самого Биньямина Нетаньяху, которого в свое время обвиняли в коррупции и обмане общественного доверия. Политик отвергал все претензии, но все же не избежал скамьи подсудимых.
Нынешнее крайне правое израильское правительство, отмечает The Washington Post, может кардинально изменить и жизнь палестинцев. Верховный суд иногда играл роль в поддержке прав палестинских граждан Израиля. Учитывая, что некоторые члены правящей коалиции призывали к полной аннексии оккупированного Западного берега, отмена «доктрины разумности» может развязать руки самым активным сторонникам подобных идей. Последствия здесь не радужные.
Важно не забывать и про оппозицию. Ее лидер Яир Лапид пообещал быстро подать петицию в Высокий суд против недавно принятого закона, заявив: «Это полное нарушение правил игры. Правительство и коалиция могут выбирать направление, в котором будет двигаться государство, но они не могут определять характер государства».
Вместе с твердым намерением подать запрос, Лапид призвал «кипящих» резервистов ЦАХАЛа (которые намеревались прекратить добровольную службу в армии, если хотя бы часть судебной реформы будет принята) воздержаться от резких шагов до тех пор, пока Верховный суд не вынесет собственного решения. Потенциально возможный «взрыв» резервистов поставит под угрозу вопрос безопасности всего государства.
Более того, в понедельник вечером председатель израильской коллегии адвокатов Амит Бехер уже подал петицию в Высокий суд, требуя наложить временный судебный запрет на закон.
Есть и глобальная проблема для Израиля: Европейский союз, Великобритания, Соединенные Штаты высказали озабоченность по поводу «недемократических шагов» Тель-Авива. Учитывая тесные связи Израиля с той же Америкой, зарубежные аналитики допускают, что «расцарапывание» судебной сферы может несколько подпортить отношения этих стран. Контакты Тель-Авива и Вашингтона и без того переживают период осязаемой напряженности, ровно с момента прихода к власти в Израиле Нетаньяху и его крайне правых партнеров. Теперь еще добавился повод.
Ожидаемо продолжатся и внутренние бунты. Например, в понедельник около 73% медицинских работников намеревались поддержать антиправительственную забастовку во вторник. Израильская медицинская ассоциация решила приостановить работу врачей на 24 часа (за решение проголосовали единогласно). В рамках забастовки, объявленной Израильской медицинской ассоциацией, во вторник больницы перешли на «шаббатный режим» работы. Исключением стали лишь отделения неотложной помощи, а также клиники в районе Иерусалима. В момент написания материала забастовка медработников началась, как и было запланировано.
В интервью британскому новостному агентству Channel 4 News бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что Израиль вступает в гражданскую войну после голосования в понедельник: «Есть угроза. Это серьезная угроза. Такого никогда не было раньше, и сейчас мы вступаем в гражданскую войну».
Подобные речи вызвали крайне негативную реакцию со стороны аудитории Channel 4. Многие опускались до оскорблений Ольмерта, припоминая его уголовное прошлое. Однако он не первый, кто предположил, что Святая земля находится на пути к гражданской войне. Такую мысль высказывали многие израильские и западные аналитики. Памятуя о событиях последних 6 месяцев, которые сейчас лишь усугубляются, все сходятся во мнении, что трагический итог – лишь «вопрос времени».