Политолог Евгений Минченко уверен, что никаких последствий для РФ не будет.
- Они (США) уже включили все, что могли. Ничего нового не придумают. Надо верить нашему президенту. Он сказал, что ни одно из условий зерновой сделки, касающихся России, выполнено не было, - говорит эксперт.
Политолог Сергей Марков считает, что негативные последствия из-за выхода из сделки Россия может получить, только если сама не будет вести себя достаточно жестко.
- Вашингтон и ЕС вовсе не против выхода России из зерновой сделки, - комментирует Марков. - Они хотят сейчас, чтобы Россия сама вышла из зерновой сделки, но далее проявила слабость и бессилие остановить вывоз украинского зерна. Чтобы все увидели, что у России «нет ни военной силы, ни силы воли».
Вину на срыв черноморской инициативы эксперт полностью возлагает на страны Запада.
- Ответственность за срыв зерновой сделки несут США, Британия, страны ЕС, Канада, которые год организуют блокаду поставок зерна и минеральных удобрений из России на мировой рынок. Поставки зерна на мировой рынок из России были в норме в три раза больше, чем с Украины. А поставки минеральных удобрений из России и Белоруссии были примерно в 10 раз больше украинских. Поэтому рост цен на продовольствие происходит прежде всего из-за недопуска зерна и удобрений из России, - говорит Сергей Марков.
Впрочем, шансы на повторный запуск зерновой сделки все же остаются, пусть пока и призрачные.
Российский МИД заявил, что Москва будет готова рассмотреть восстановление сделки «только при получении конкретных результатов, а не обещаний и заверений».
Ну а пока всё жестко: совместный координационный центр в Стамбуле будет расформирован, Россия отзывает гарантии безопасности для судоходства и сворачивает гумкоридор в северо-западной акватории Черного моря, а саму акваторию признает опасной зоной.
Любопытно, что президент Турции Реджеп Эрдоган воспринял решение Москвы о сворачивании зерновой сделки максимально сдержанно. Ряд источников передали следующие слова турецкого лидера: «Зерновая сделка ушла в историю». Правда, чуть позже выяснилось, что цитату неправильно перевели, а сделка в историю не «ушла», а «вошла». То есть Эрдоган вроде бы надеется, что Путин передумает. Во всяком случае президент Турции заявил о намерении переговорить с российским президентом. Но не сейчас, а по возвращении из турне по странам Персидского залива — когда страсти чуть поулягутся.