С очередной порцией критики выступил на днях обозреватель Berliner Zeitung Франц Беки. По его словам, Киев не оправдал больших надежд Запада, потеряв отправленную бронетехнику. Как пишет обозреватель, примерно «через месяц после начала летнего наступления Украины наступило разочарование».
В то же время и российские военные эксперты отмечают, что за целый месяц противник смог занять восемь сел в так называемом предполье, то есть не дошел даже до первой оборонительной «линии Суровикина». При этом за некоторые поселки он безрезультатно бьется, умываясь кровью по дороге к ним.
Относительно успешным для ВСУ оказалось продвижение в районе Артемовска — там они практически вышли к Клещеевке и Берховке. Однако, как пишут некоторые каналы, «ни срезать наш выступ Железнянское — Дубово-Васильевка, ни продвинуться к Соледару с севера враг не может».
В крайне бедственном положении оказалась 92-я отдельная механизированная бригада ВСУ, которая участвовала в сражениях от Сватова до Артемовска. Говорят, что они «сточились» практически «в ноль» и ее будут расформировывать, отмечают эксперты.
Не исключено, что противник может (и, скорее всего, будет) еще предпринимать попытки наступать в июле. Например, попытается продавить многострадальный Артемовск или форсировать Днепр. Однако уже сейчас понятно — ВСУ провалили свою основную стратегию и не смогли размазать наши резервы по разным точкам линии боевого соприкосновения, чтобы в обороне появились уязвимости.
Некоторые эксперты проводят аналогию с Курской битвой 1943 года. Так, военный аналитик Александр Зимовский считает, что за месяц Украина не достигла даже тактических целей. «И уж конечно не решила ни одной оперативной задачи, - считает он. - Во время провала курского наступления германское командование соображало куда быстрей... Немцам хватило недели, чтобы свернуть шарманку и начать перегруппировку, переходя к стратегической обороне на всём Восточном фронте».
Военный эксперт, Андрей Клинцевич в разговоре с «МК» отметил, что проводить исторические параллели «хочется, но сложно», потому что то, что сейчас происходит в зоне СВО отличается от всех военных конфликтов.
- Тем не менее мы видим, что Украина готовилась к этому контрнаступлению, стягивала силы, широко это анонсируя, - говорит он. - Она практически проводила психологическую операцию, задача которой была — запугать российские войска. Они даже не боялись говорить об этом вслух. Более того, привлекали Голливуд, снимали ролики. Чем-то это напоминает Курскую битву (23 августа будет отмечаться 80-летние битвы. - «МК»), когда немцы готовились разгромить советские войска, но у них ничего не получилось. Так и здесь западные политики, военные аналитики сильно просчитались, не учли подготовленность наших оборонительных позиций, слаженность наших действий, стойкость связи и обороны. Поэтому они не смогли даже достичь рубежей нашей обороны, оставаясь в предполье.
Военный эксперт напомнил о тактике, которую, успешно использовали наши военные.
- Оборона - это как многослойный пирог, - говорит Клинцеви, - есть «серая зона», где идут перестрелки, затем - передовые пункты наблюдения, а уже потом - минные поля и первая линия обороны. Так вот, противник не дошел даже до первой линии обороны. Они начали большими группами подрываться на наших минных полях. Ко всему прочему они попадали в так называемые минные ловушки — они разминировали какой-то участок, заходили туда большой группой, а мы с помощью систем дистанционного минирования, например, «Земледелие», закрывали им выход оттуда. Они оказывались заблокированными, метались и подрывались...
Военный эксперт также отметил, что противник сильно просчитался, решив заменить военную авиацию на современные технологии, такие, как беспилотная авиация. Напомним, что еще в начале СВО о беспилотниках практически не говорили, но противник значительно преуспел, делая на них упор в боях. В то же время полностью заменить авиацию на беспилотники, по мнению Клинцевича - «самоубийственный, нерабочий принцип».
- Тут можно провести параллель с треугольником пожара - три основных элемента обеспечивают горение, но если один любой из них убрать, то горение прекращается. То же самое и здесь — убрали авиацию, ПВО, которые были краеугольным камнем - и конструкция разрушилась. Они пытались их компенсировать чем-то другим — наличием, например, ударных беспилотников. Конечно, им казалось, что это гениальный план, и они смогут пробить нашу оборону, но ничего не получилось.
Военный эксперт не исключает, что сейчас ВСУ перестраиваются и пытаются прощупать новые тактические методы, возможно через провокацию.
- Ситуация, связанная с искусственным обмелением Каховского водохранилища и Днепра, говорит о том, что они готовят сухопутный плацдарм для наступления, потому что реки являются опорными рубежами и по ним очень легко обороняться. Поэтому в ближайшее время будем ждать активизации, тем более нам осталась практически неделя до саммита НАТО в Прибалтике, который для Украины является судьбоносным. И там им придется предъявлять результаты.
МЕЖДУ ТЕМ: Как сообщил в понедельник министр обороны России Сергей Шойгу, армия продолжает наносить эффективное огневое поражение противнику, что существенно снижает его наступательный потенциал. По его словам, за месяц на Южно-Донецком, Запорожском и Донецком направлениях российская армия уничтожила 15 самолетов, три вертолета, 920 единиц бронетанковой техники, в том числе 16 танков «Leopard». Это практически 100% танков данного типа, поставленных Польшей и Португалией.
Всего же с 4 июня на всех направлениях украинские войска лишились около 2,5 тысяч единиц различного вооружения.
Кроме того, за прошедший месяц российскими подразделениями войск противовоздушной обороны было перехвачено 158 реактивных снарядов «HIMARS», 25 крылатых ракет «Storm Shadow» и 386 беспилотных летательных аппаратов.
«Не считаясь с существенными потерями, украинское руководство по настоянию западных кураторов требует от командования ВСУ продолжать наступление. При этом Киев пытается компенсировать свою неспособность обеспечить успех на земле за счет террористических обстрелов гражданских объектов и таким образом добиться пропагандистского эффекта» - заявил министр обороны Шойгу.