В Днепропетровской, Николаевской областях Украины, а также в подконтрольных Киеву частях Запорожской и Херсонской областей идут масштабные учения по отработке действий на случай возможной чрезвычайной ситуации на Запорожской атомной электростанции. О их серьёзности говорит хотя бы то, что в учениях участвуют украинские министры. Речь идёт как минимум о министре энергетики Украины Германе Галущенко, министре внутренних дел Игоре Клименко, председателе госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергее Круке, главе украинского «Энергоатома» Петре Котине, а также о председателе госинспекции ядерного регулирования Олеге Корикове. Участвуют в учениях и главы регионов. Итоги масштабных тренировок, по данным СМИ, подведут в пятницу. Ситуация выглядит зловеще и говорит о том, что местным жителям стоит ждать худшего сценария.
«Нам не до конца понятен их замысел, - рассказывает «МК» Владимир Рогов, - Идёт актуализация опасности, первые лица Украины делают агрессивные заявления о ЗАЭС, но с другой стороны, Зеленский всё время отнекивается, как будто бы он и не при делах. Мы впервые видим заявления США и МАГАТЭ, противоречащие заявлением официального Киева. Они их всячески поддерживали и выгораживали, а тут сначала из МАГАТЭ заявили, что никакого минирования со стороны России не предпринимается, а затем уже и Белый дом подтвердил это устами своего представителя. Что это - попытка отстраниться от преступных действий режима Зеленского? Создать себе алиби в случае провала или опасение, что неадекватный президент Украины допустит непоправимое? Время покажет, а пока что в областном городе Запорожье проводятся учения по дезактивации и эвакуации населения, а также действия спецслужб в результате ядерной катастрофы. По внешним признакам, всё указывает на серьёзные намерения Украины устроить ядерную катастрофу, но при этом сама их формула не выдерживает никакой критики: по официальной версии Зеленского, мы готовимся подорвать сами себя. Дорогущий стратегический объект - атомную станцию на территории Российской Федерации, с сотрудниками, подписавшими договора с Росэнергоатомом, с гражданами России, находящимися внутри. Но в случае Украины логика не действует. Это больше пропаганда и инвентаризация каких-то своих преступных замыслов с их стороны: обстрел, попытка штурма с форсированием Днепра, выход на атомную станцию или какие-то захваты АЭС, о которых мы не знаем.
Надо понимать, что это громадный объект: ещё в начале года спецслужбы находили там взрывчатку, подготовленную к взрыву. Тогда это было сделано с целью лишить возможности обеспечивать Энергодар горячей водой и электричеством. Нужно быть готовыми ко всем возможным вариантам и пытаться просчитать их хотя бы на шаг вперёд, чтобы нейтрализовать террористические угрозы, которые несёт их режим. Мы готовимся ко всему, защита АЭС сейчас на высоком уровне, благодаря работе Росгвардии, специалистов и ответственных работников – сотрудников АЭС. Нужно бить во все колокола, созывать Совет Безопасности ООН, ведь если подобные намерения озвучиваются, то они точно попытаются что-то преступное сделать в отношении АЭС. Действия по отношению к инфраструктурным проектам России с большой техногенной опасностью, как, например, подрыв Каховской ГЭС или обстрелы аммиакопровода, говорят о том, что подрыв АЭС укладывается в логику режима Зеленского.
— Что сейчас происходит в Запорожье, идёт ли эвакуация людей из города?
— Эвакуации людей и вывоза городской власти не предпринимается, но сейчас идут командно-штабные учения по ликвидации последствий аварии в случае подрыва ЗАЭС. При этом власти режима Зеленского сообщают о том, что ситуация контролируемая, и просят не обращать внимания на учения. Взаимоисключающие заявления делают. Продажи йодсодержащих лекарств, которые нужны на случай нейтрализации последствий ядерного теракта, выросли в Запорожье в пятнадцать, а то и семнадцать раз.
— Что на этом фоне происходит с контрнаступлением ВСУ на Запорожском направлении, есть ли у них успехи?
— Попытки предпринимаются, наиболее успешно дело у них идёт в районе Времевского выступа на границе Запорожской области и ДНР, там у них есть продвижение в несколько километров, и Времевский выступ сейчас под угрозой срезания. На Ореховском направлении у них огромные потери, которые вынужден признать Запад: Тот же Forbes написал публикацию, в которой признаёт, что только в один день они потеряли на наших минных полях десятки единиц западной бронетехники. Успехов у них там нет, они хоть сначала и продвинулись на полтора километра, но затем были выбиты с этих позиций. На всей линии боевого соприкосновения враг удерживается либо в предполье, либо в «серой зоне», либо на первой линии боевого соприкосновения, но она и нужна для того, чтобы в случае опасности для личного состава уходить на вторую, а первую накрывать артиллерийским огнём, сжигая всю живую силу противника. На Васильевском направлении небольшое затишье, но это затишье перед бурей: нет сомнений, что они там ещё попрут, и попрут с целью не только движения на Токмак, но и с целью выхода к ЗАЭС, которая находится западнее Васильевки. Васильевка является стратегическим населённым пунктом с точки зрения военных действий, и похоже, что замысел противника в этом и заключается – пройти на запад через Васильевку и ударить по ЗАЭС не только с бывшей водной глади высохшего Каховского водохранилища, но и с суши. Что касается десантной операции, то она возможна с использованием лёгкой колёсной бронетехники. Южное солнце и степной ветер творят чудеса, земля быстро сохнет, превращается в твёрдую почву, по которой можно перемещать бронетехнику. Не такую тяжелую, как танки «Леопарды», но до двух десятков тонн многое может пройти по этой территории.
— Обмеление Каховского водохранилища, получается, играет врагу на руку?
— Да, нарушена структура минных полей. Они создавались нами в привязке к возможной высадке с воды, а теперь суши стало на много километров больше, и минные поля выстроены не везде.
— Правда ли, что ВСУ превратили несколько сталелитейных заводов области в неприступные рубежи типа «Азовстали»?
— Такие работы велись и ведутся на многих предприятиях в Запорожье. Конкретно речь идёт о «Запорожстали», «Запорожогнеупоре» – предприятия принадлежат Ринату Ахметову, который стоит во главе всех действий и взаимодействий с националистами. Он самый военизированный олигарх, который зарабатывает на боевых действиях. Подобные действия идут и на территории «АвтоЗАЗа», и на территории «Радиоприбора», и на территории «Запорожтрансформатора», и на бывшем 77-м заводе в центре города. Везде созданы дополнительные бункеры, в землю закопаны серьёзные железобетонные изделия. И таких мест, превращённых в форты, масса. Создается разветвлённая сеть командных пунктов, откуда будет вестись командование и оперативный контроль за ситуацией на Запорожском фронте.