В своем выступлении президент частично повторил тезисы, уже прозвучавшие на ПМЭФ. Он напомнил, что в РФ формируется «экономика предложения»: не та, «которая живет за счет чужого, импортного», а та, которая «сама производит необходимые товары и услуги». После того как иностранные компании решили покинуть страну, мир, по словам президента, не рухнул. Наоборот — кратно расширились возможности для отечественных предпринимателей, которыми они не преминули воспользоваться. Путин с гордостью представил последнюю статистику: рост ВВП по итогам мая превысил 5%, обрабатывающая промышленность выросла более чем на 12%. «Это не только за счет оборонки, — предостерег от поспешных выводов президент. — У нас и смежные отрасли подрастают, и все это на фоне низкой инфляции и рекордно низкой безработицы».
Глава государства подчеркнул, что «уже сейчас наши компании производят продукцию с прекрасными характеристиками, которая не уступает зарубежным аналогам, а подчас и превосходит их». И отдельно похвалил производителей одежды. «Появляются действительно хорошие вещи — любо-дорого посмотреть. Надеюсь, что не только посмотреть, но и надеть», — характерным жестом плечей Путин дал понять, что и сам не прочь приобрести обновки.
Главная задача сейчас — помочь российским брендам раскрутиться. «Начнем с ближайших соседей — стран СНГ, потом страны ШОС, БРИКС, — обрисовал план завоевания мирового рынка ВВП. — Именно в странах наших союзников большинство людей на планете живет», — напомнил он участникам форума.
Ведущие должны были кратко представить 10 наиболее прогрессивных, по мнению экспертного сообщества, идей, авторы которых получат по 5 млн руб. Хуже всех с поставленной задачей почему-то справился Игорь Шувалов: Путин сразу отметил, что два из озвученных им тезисов дублируют друг друга. Кроме того, ни сам Шувалов, ни его содокладчики не смогли внятно ответить на дополнительные вопросы. Вместо того чтобы разъяснить президенту, а заодно и всем присутствующим, «что за зверь такой бизнес-туризм в городах», они рассказали об экологических тропах и детских туристических клубах, нуждающихся в возрождении. Более уверенно в качестве модератора выступил помощник президента по цифровому развитию Дмитрий Песков. По его словам, в 2022 году вся страна буквально заболела беспилотниками: каждая четвертая идея, поданная на конкурс, была про дроны. «Мы даже слово специальное придумали — «дронострой», — сообщил Песков, уточнив, что дроны не надо путать с дрынами. В число победителей также вошли проекты, связанные с освоением низкого космоса и производством одежды, которая умеет дезинфицировать и затягивать раны. И то, и другое, понятное дело, можно использовать для военных нужд.
«Добрейшего дня! Я Дарья Токарева, и я верю в лучшее будущее», — с пионерским энтузиазмом зачитала по бумажке одна из победительниц. «Лучшее будущее», как выяснилось, наступит, когда отходы будут перерабатывать мицелии, а госзаказчиков обяжут закупать продукцию из вторсырья. Путин отреагировал неожиданно: «Для малышей есть такой мультик — «Мусорная жаба». Когда что-то выращивают, используют мусор, жаба это поедает, и потом это выращивают. Дело очень хорошее. Жаба молодец! Она на нашей стороне, занимается решением экологических проблем». Впрочем, госзаказчики пока могут выдохнуть. Прежде чем покупать продукцию из вторсырья, созданного мицелиями, для госнужд надо составить список и провести экспертизу, объяснил Путин.
Другая победительница встала на скользкий путь, сообщив президенту, что между инициативными гражданами и местными властями плохо работают каналы коммуникации и нужно принять обязательный для всех регламент. «В Оренбурге чуть ли не канкан пришлось станцевать перед чиновником!» — посетовала она, рассказывая, как общественники добивались передачи под реставрацию заброшенного дома. «Значит, хорошо станцевала», — смеясь, подхватил президент. Владимир Путин второй день подряд находился в прекрасном расположении духа, много шутил и не стал отрицать, что, когда чиновники посылают граждан «направо-налево», «это еще не самый плохой вариант». «Могут и подальше послать».
О событиях 24 июня мельком вспомнила только Светлана Чупшева. «Мы все вместе с вами — вся страна переживала. Хочу сказать, что мы все с вами и мы все вас поддерживаем», — сказала она. Президент эти слова никак не комментировал — похоже, что время переживаний для него уже прошло.