В 2010-м в БРИК влилась Южно-Африканская Республика, своей S (South, Юг) переведя имя Союза во множественное «кирпичи», BRICS.
В 2022-м подали заявки на вступление Иран, Аргентина. Наверное, поэты (каковым автор сих строк является по многостороннему совместительству) пробовали на слух новое имя БРИКСИА. Длинновато, но с допустимым русским смещением гласных в конце строки… «Бриксия» в ямб легла бы прекрасно, не «кирпичом», а некоей роскошной дамой.
Но очередь из следующих желающих: Турция, Египет, Саудовская Аравия, а потом Индонезия, Мексика, Таиланд, Нигерия, Бангладеш, Алжир, Греция, Сирия, Таджикистан сделала мои аббревиатурно-поэтические штудии бессмыслицей, подсказав другую идею названия.
Эпохальные изменения на политической карте мира Западу страшнее сводок с Украины. Точнее, они и сей конфликт воспринимают сквозь линзы главного страха: устоит ли 500-летний, считая от «великого шестнадцатого века» (определение К.Маркса) порядок? Сколько продержится до полного выгорания «защитная оболочка» Украины и что еще можно придумать за это время?
Страхи G7, высказанные на недавней сходке в Хиросиме, суммировала солидная французская газета Les Échos, рупор либералов, крупного бизнеса, роскошества. Главный тезис и страх вынесен в титул статьи: «Новый трехполярный мир».
В отношении Востока (Россия, Китай) все просто: «сдерживание, борьба». Но Юг — целый океан вариантов: «Сегодня Глобальный Юг представляет гораздо больше, чем вчерашнее «движение неприсоединения».
И они подбирают ключи к лидерам Юга, но... Вот, Бразилия неприятно поразила: и крайне правый президент Жаи́р Болсона́ру, и левый Да Силва одинаково отстранились от антироссийских проектов. У ЮАР — «слишком жива» память о периодах колониализма и апартеида. Именно они первыми испытали на себе техническую новинку Запада — автоматическое оружие. Первое его применение «в промышленных масштабах» энциклопедия Брокгауза описывает еще дополиткорректными словами: «В 1893 г. в Южной Африке 50 англичан при 4 пулеметах максим победили 5000 негров-Матабеллов. Негры потеряли 3000». Четыре пулемета уничтожили армию африканцев. Англичане чувствовали себя «богами», и понятно их отношение к СССР, вдруг давшему их восставшим рабам такую же «волшебную палочку» — скорострельное оружие. Понятно и отношение африканцев, хранящих на флагах, банкнотах, гербах изображение АК-47. Их несогласие забыть западные «новинки» сильно мешает «златому мильярду».
Индия? Начинают обычно с комплиментов «новому мировому гиганту», но быстро переходят к упрекам. Les Échos пишет: «Эта страна находится в центре внимания. Во главе с Нарендрой Моди, а также вопреки ему и его религиозному национализму Индия постепенно осознает свою роль и значимость в мировых делах. Юг готов отомстить вчерашнему колониальному, имперскому Западу. В видении Юга надежда на будущее соперничает с негодованием по поводу прошлого».
К Востоку их «отмычки» состоят в изобретении противоречий, самым актуальным им кажется запугивание России. Раздел аналитической статьи Les Échos так и назван: «Москва под влиянием Китая». Повторяют на все лады: «Конфликт на Украине ускорил вассализацию России Китаем. Пекин подчинил большого западного соседа». Правда, так и не смогли привести хоть один пример — в чем же состоит эта «вассализация»?
Вот подчинение Европы американцам вполне наглядно: в Киеве знаменитая Нуланд, матерно послав Евросоюз, создала новый режим, который Европа вынуждена содержать. Перекрыв российский газ, США навязали свой, фрекинговый, гораздо более дорогой, антиэкологичный, вопреки всем евро-зеленым планам. Заставили кивать первой же версии «Москва сама взорвала Северные потоки», хотя даже самый запуганный дебил задумался бы: «Зачем взрывать трубу тому, у кого и так в руке входной вентиль?»
Что, по мнению Запада, объединяет их противников? «В прошлом СССР и Китай были движимы социалистическим проектом. Сегодня доктрина: авторитаризм, тоталитаризм. Их абсолютный цинизм объясняется унижением, которому их подвергал Запад вчера и позавчера».
Но как же быть с заявленной идеей названия нового союза, аббревиатура имен участников которого может в ближайшем будущем растянуться на несколько строк? «Унижения от Запада вчера и позавчера?» Оставим это роману Достоевского. «Третий мир»? — это прозвище когда-то было получено от «первого мира», того же Запада. С учетом того, что почти все страны БРИКС+ были в свое время колониями или полуколониями, стоит ли ожидать в титуле чего-то антиколониального, любого «анти»? Нет, уверен: новое имя продемонстрирует вектор позитивный, например... Но, прежде чем озвучу свое рацпредложение, стоит еще сказать пару слов о «колониальном вопросе». Показывая контуры Руси XV века, а затем карту Российской Федерации, они объявляют все приращения «колониями». Тезис чуть посложнее подрыва собственной трубы. Но кратчайше ответить можно: русские сами, без всяких референдумов, силой монголо-татарского войска были включены в Империю потомков Чингисхана. Лидеры этой дробящейся империи несли главную нагрузку, опережающе погибая в войнах, усобицах. И русские, сделав своим дворянством бежавших от «Великой замятни» татар, просто приняли тяжелую эстафету военного лидерства в давно существовавшем государстве.
От взятия Казани Иваном Грозным, в войске которого доля татар была выше, чем у осажденного Едигера, прошло всего лишь 60 лет до освобождения Москвы в 1612 г. Президент Путин сказал: «Во главе ополчения стоял этнический татарин, который все свое имущество отдал для спасения России». О происхождении Кузьмы Минина спорят, но бесспорны отряды 20 татарских мурз в его ополчении, отбивавшем в свою столицу. Бесспорен и мурза Искера — Тобольска, «российский стаж» которого был и вовсе 25(!) лет, считая от покорения/присоединения Сибири: пришел за две с половиной тысячи километров освобождать свою Москву.
Одна из самых частых ныне фраз «Мир стоит перед вызовом» вынуждает вспомнить отца теории «Вызов-Ответ» историка, философа Арнольда Тойнби: «Начиная с XVII века на Западе происходил непрерывный прогресс технологии, развитие которой представляло вызов остальному большинству человечества. У него не было другого выбора, кроме освоения западной технологии или подчинения. Россия, столкнувшись с этой проблемой, первая решила сохранить свою независимость, приняв широкую программу технологического преобразования на западный лад».
Видно, судьба: и от фашизма защитив себя, заодно спасти прилегающий мир. И в упомянутом XVII веке остаться единственной полоской на севере Евразии, островком в океане колоний, геноцидов, работорговли. Россия тогда была максимально близка к тому, чтобы тоже стать колонией Польши и Швеции. Но разжавшаяся пружина сопротивления и запустила тот мировой процесс, что в дальнем итоге привел к освобождению от чреды периодических кандидатов в президенты мира: Франции, Британии, Германии, США...
Сегодня Индия «вдруг» потребовала вернуть тысячи украденных англичанами драгоценностей. Неужто Путин рассказал Нарендре Моди про крупнейший индийский алмаз Кохинур в британской короне? Так что, Золотой миллиард, врем дальше? Или все ж по Библии: «время воровать камни и время возвращать камни», выковыривая из корон? В общем, не удивлюсь, если союз глобального Юга назовут как-то вроде «Справедливый мир», «Лига справедливости».