Власти продолжают юридически оформлять практику превращения осужденных или находящихся под следствием в военнослужащих. Инициатива, внесенная депутатами Павлом Крашенинниковым и Ириной Панькиной (оба - единороссы), а также сенатором Андреем Клишасом, предлагает прописать «особенности уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции». Уточним: речь идет о контрактах, заключенных с государством, то есть с Минобороны, не с т.н. частными военными компаниями.
«Особенности» будут действовать «в период мобилизации, в период военного положения или в военное время». Период мобилизации мы как раз сейчас проживаем: указ о его завершении президент пока не подписывал.
Кого касается законопроект?
Во-первых - тех, кто совершил преступления небольшой (максимальное наказание до трех лет лишения свободы) или средней тяжести (максимальное наказание до пяти лет лишения свободы) до того дня, когда «особенности» станут законом и вступят в силу. Уголовные дела находившихся на момент мобилизации или заключения контракта под следствием будут приостанавливаться по ходатайству «командира воинской части (учреждения)».
Но полное «отпущение грехов», то есть закрытое дело, обещается лишь получившим государственные награды во время военной службы или уволенным по нормальным, если можно так выразиться, основаниям вроде ранения или болезни, окончания периода мобилизации, семейных обстоятельств, достижения предельного возраста. Если же с военной службы гражданина уволили в связи с лишением воинского звания за какие-то нарушения или преступления и по некоторым другим основаниям - дело закрыто не будет.
Вторая категория граждан, о которых говорится в законопроекте - это те, кто проходит военную службу в Вооруженных силах РФ в период мобилизации, и совершил преступления до дня вступления в силу закона. А третья - осужденные, чей приговор вступил в законную силу до дня вступления в силу закона.
Что касается тех, кто был мобилизован или заключил контракт во время мобилизации - их освободят от наказания «условно» (так говорится в тексте), полное освобождение от отбытия наказания наступит и для них лишь в случае получения боевой награды или увольнения с военной службы по «нормальным» основаниям.
Если отправившийся на фронт из мест лишения свободы гражданин совершает новое преступление, говорится в законопроекте, суд назначит ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 Уголовного кодекса: по совокупности приговоров, то есть к новому приговору полностью или частично добавится неотбытая часть наказания по предыдущему приговору.
Что касается тех, кто наказание уже отбыл или освобожден условно-досрочно, и был мобилизован или заключил контракт - судимость, которая в обычных условиях погашается через несколько лет после выхода из колонии, может быть отменена сразу по там же основаниям: госнаграда или увольнение со службы.
Контролировать поведение отбывающих наказание условно в зоне боевых действий и тех, чьи уголовные дела приостановлены, поручено командирам воинских частей или учреждений.
Почему понадобилось отсекать совершивших преступления или получивших приговор ДО вступления в силу нововведений от тех, что совершат их или будут наказаны ПОСЛЕ этой даты? Первый замглавы Комитета по госстроительству и законодательству Ирина Панькина («ЕР») ответила на этот вопрос «МК» так: ограничение во времени «сделано для того, чтобы возможность заключить контракт, находясь в исправительном учреждении, не стала мотивацией преступного поведения граждан». «Надо думать и о криминогенной ситуации тоже», - сказал в разговоре с «МК» глава комитета Павел Крашенинников («ЕР»).
Вышеперечисленные предложения «не противоречат предусмотренным уголовным законодательством принципам, а правовой механизм освобождения от ответственности будет способствовать достижению целеи? наказания, а также обеспечит дополнительными возможностями комплектования Вооруженные Силы РФ», - говорится в пояснительной записке.
Законопроект подготовлен и 14 июня будет приниматься в первом чтении в пакете с другим законопроектом, который недавно внесли в Госдуму глава думского Комитета по обороне Андрей Картаполов и его первый заместитель Андрей Красов (оба - единороссы): в нем предлагается узаконить в период мобилизации заключение контрактов с отбывающими наказание в местах лишения свободы (закрыт путь в зону боевых действий будет только осужденным по 26 статьях УК, это в основном террористические и экстремистские преступления), разрешить заключение контрактов с совершившими преступления небольшой или средней тяжести, находящимися под следствием и с ограниченно годными по здоровью.
Сначала предполагалось, что для реализации этих предложений потребуется внесение изменений в УК. Но после долгих обсуждений, сообщил «МК» г-н Крашенинников, было решено УК не трогать. «Наша законодательная инициатива содержит конкретный механизм, изменения в Уголовный кодекс не потребуются»,- подтвердила «МК» г-жа Панькина.