Несмотря на "беспрецедентное проявление солидарности" и теплый прием по отношению к украинским беженцам с начала конфликта в феврале прошлого года, в докладе, представленном советником Европейской комиссии по Украине, голландским политиком Лодевейком Ашером, отмечаются проблемы с прямым финансированием и неуверенные шаги по интеграции украинцев в принимающие их общества.
В докладе, замедление экономического роста в принимающих странах названо основной причиной "усталости" от беженской темы, отмечает Ассошиэйтед Пресс.
“Кризис стоимости жизни ударил по семьям с низким и средним уровнем дохода в принимающих обществах и создал контекст, в котором российская пропаганда могла бы быть более успешной", - говорится в докладе Ашера.
Нынешнее экономическое состояние ЕС создало "огромное давление" на некоторые государства, на этом фоне интеграция на рынок труда затруднена, добавил Ашер.
С учетом того, что инфляция достигла рекордных показателей, а в ЕС более 27 миллионов частично занятых или безработных, предоставление новых рабочих мест стало заметным препятствием с тех пор, как приток начался после начала российской специальной военной операции в феврале 2022 года.
Однако ЕС уже подписал 1,3 миллиона трудовых договоров с украинцами, спасающимися от конфликта у себя на родине, сообщил комиссар по вопросам занятости и социальных прав Николас Шмит.
По словам комиссара ЕС по внутренним делам Ильвы Йоханссон, замедление поддержки может способствовать кампаниям дезинформации, некоторые из которых уже начали нацеливаться на государства - члены ЕС.
"Дискурс о миграционных беженцах может быть использован как оружие, чтобы посеять раскол внутри ЕС", - заявила она.
В докладе отмечается, что интеграция также приостановлена из-за того, что неопределенность вокруг украинского конфликта затрудняет людям процесс адаптации в принимающих их обществах. В докладе это явление названо "дилеммой ожидания".
"Люди, которые бежали, как правило, следят за своей родной страной и хотят вернуться, как только там станет безопасно, что затрудняет принятие решения о том, начинать ли изучать новый язык, приступать к более серьезным программам обучения или просвещения или интегрировать детей в систему образования принимающей страны", - говорится в докладе.
Украинский конфликт вызвал крупнейшую внутриевропейскую миграцию со времен Второй мировой войны, отправив 16 миллионов беженцев по всему континенту. Европейский союз принял 4 миллиона из этих украинских беженцев, потратив более 1,1 миллиарда евро на их размещение и интеграцию на рынке труда. Около 11 миллионов украинских беженцев, сообщает Associated Press, вернулись домой, а 1 миллион отправился дальше – за пределы Европы, в такие места, как Канада и Великобритания.
Вопреки нерешительности европейцев, когда речь заходит о том, чтобы принимать мигрантов со всего Средиземноморья или из других зон военных действий в Африке и Азии, украинские военные беженцы были приняты странами ЕС с распростертыми объятиями. Польша и Германия приняли по миллиону украинцев каждая, за которыми следуют Чехия, Италия и Испания.
В ЕС была издана Временная директива о защите, призванная гарантировать, что украинцы смогут найти убежище и получать помощь с минимальным количеством условий, насколько это возможно. Государства-члены даже начали строить временные украинские “деревни”, чтобы помочь беженцам лучше интегрироваться в общество.
В целом, утверждает Ашер, “солидарность жива и процветает». Но при этом европолитик признает, что возникла «усталость, особенно среди наиболее уязвимых беженцев, а также наиболее уязвимых людей в принимающих обществах».