МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Оценены перспективы «потепления» отношений между Китаем и США: «Америка проигрывает»

«Идет соревнование капитализма с американской спецификой и социализма с китайской»

Отношения между США и Китаем уже привычно воспринимаются как одна гигантская проблема. Причин для этого много, стоит лишь вспомнить недавнюю странную историю с китайским аэростатом над территорией Америки, который был «торжественно» сбит бравыми заокеанскими военными. Однако странное стало происходить после саммита G7 в Хиросиме, когда президент США Джо Байден перед журналистами вдруг всех заверил: «Вы увидите, как очень скоро начнется потепление». Видимых причин так позитивно думать нет, однако вопрос о возможности такого поворота остался. Разбираемся, действительно ли может в ближайшем будущем между Вашингтоном и Пекином произойти некая нормализация и вспоминаем, что предшествовало такому мирному тону американского лидера.

Фото: globallookpress.com

Хиросимский саммит противоречий

Что мы знаем о хиросимском саммите G7 после его окончания? Во-первых, мирных инициатив там озвучено не было. Во-вторых, Запад решил воспользоваться японской площадкой для очередного разгона как антироссийской, так и антикитайской риторики. Китая на встрече лидеров крупнейших экономик мира было действительно много. В итоговом коммюнике встречи лидеров «Большой семерки» именно для этой страны было выделено впечатляющее количество места, а риторика говорила сама за себя. Приведем лишь несколько тезисов.

— Страны G7 выразили готовность «строить конструктивные и стабильные отношения» с Китаем, чтобы иметь возможность напрямую выражать Пекину те или иные обеспокоенности.

— Лидеры «семерки» призвали Китай оказать давление на Россию в вопросе конфликта на Украине.

— Страны G7 выступают против милитаризации Китая в Южно-Китайском море: «Нет никакой правовой основы для обширных морских притязаний Китая в Южно-Китайском море».

А еще там были «уколы» по вопросам несоблюдения китайцами прав человека, призывы «не предпринимать никаких действий по вмешательству» в дела стран-членов G7 и еще много чего явно антикитайского.

Для любого человека должно быть все ясно. Собрались, перемыли косточки «главным злодеям», пошли дальше своей дорогой. Но оказалось не все так просто: на сцену вышел Джо Байден.

На пресс-конференции по итогам саммита в Хиросиме Байден, комментируя перспективы отношений Вашингтона и Пекина, заявляет: «У нас должна быть открытая горячая линия связи. О том, что мы это сделаем, я договорился с председателем Си на конференции на Бали. А потом случилась эта глупость с аэростатом, его сбили, и все изменилось в том, что касается разговоров друг с другом. Я думаю, вы увидите, как очень скоро начнется потепление».

Се Фэн спасения

Вскоре после выступления Байдена, в США прибыл новый посол КНР в Вашингтоне Се Фэн. Ожидая эту персону, американские СМИ жили в напряженном и пропитанном надеждой предвкушении. Так, издание Politico констатировало, что Се Фэн прибывает в США в то время, когда американо-китайские отношения достигли 50-летнего минимума из-за напряженности, связанной с торговлей, Тайванем и инцидентом с китайским воздушным шаром-шпионом в феврале. Все это фактически заморозило дипломатические контакты на высоком уровне с тех пор, как президент Джо Байден встретился с Си Цзиньпином на Бали в ноябре 2022 года.

Прибытие посла Се, с надеждой рассуждала американская пресса, говорит о том, что Пекин, возможно, захочет уменьшить двустороннюю враждебность. Заметим, именно Пекин, а не Вашингтон. Тут уж американцами не без удовольствия вспоминается и двухдневная встреча советника по национальной безопасности Джейка Салливана с заведующим Канцелярией Комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ван И в Вене в середине мая. А CNN, например, надеется, что в ближайшие недели министр торговли Китая может встретиться с высокопоставленными представителями США в области торговли.

Официальные лица США ожидали, что Се Фэн будет способным и продуктивным собеседником Америки. И не стесняются в похвалах. По словам представителя Госдепартамента, «он профессионал, он очень способный. Мы знаем его много-много лет… Мы рассчитываем на сотрудничество с назначенным послом и его командой. Мы по-прежнему привержены, как мы неоднократно заявляли, поддерживать каналы связи с КНР для ответственного управления конкуренцией».

Правда, выглядит миролюбиво? Наверное, да, если не вспоминать, какие шаги предпринимали США до появления таких вот сладких речей. А вспомнить их стоит.

Антикитайская идеология Америки

Еще при Дональде Трампе США прочно встали на рельсы сдерживания Китая, причем речь шла как об экономическом, так и о политическом сдерживании. Трамп стал главным «философом» торговых войн, призывал к контролю над ракетным арсеналом Пекина, ну и по традиции обвинял КНР в появлении коронавируса. Однажды в эфире Fox News 45-й президент заявил, что Поднебесная должна выплатить миру компенсацию за возникновение COVID-19: «Китаю придется заплатить, предпринять что-то, выплатить репарации. У Китая нет столько денег, чтобы выплатить эти компенсации. Я считаю, что всему миру, я не говорю только о США, было нанесено ущерба на 60 триллионов долларов».

А еще американский президент-республиканец взял да и обиженно обронил: «Китай экономически грабил нас в течение многих лет. Я постоянно об этом говорил — 500 миллиардов долларов в год».

Как принято сейчас говорить в молодежной среде, «где пруфы?». А доказательств нет и не будет, даже не надейтесь. Америке и так поверят ее же союзники.

Когда к власти пришел демократ Джо Байден, то риторика с выпадами в сторону Пекина не поменялась, а даже в некоторой степени и усугубилась. По его инициативе был создан военный альянс AUKUS (с участием США, Австралии и Великобритании), все чаще стала затрагиваться тема Тайваня (что очень ярко было проиллюстрировано грандиозным прилетом на остров в августе 2022 года на тот момент спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси). А ведь есть и еще более мелкие истории, куда можно отнести и пресловутый инцидент с китайским аэростатом над США, нахождение якобы секретных китайских полицейских участков в Нью-Йорке и прочие страшилки для американцев.

Давайте еще вспомним, что после встречи канадского премьер-министра Джастина Трюдо с американским президентом Джо Байденом в марте этого года Китай был выставлен другом этих стран? Конечно же, нет. В совместном заявлении двух североамериканских политиков было четко и ясно сказано: «Канада и Соединенные Штаты признают серьезный долгосрочный вызов международному порядку, который представляет Китайская Народная Республика, в том числе разрушительные действия, такие как экономическое принуждение, нерыночная политика и практика, нарушения прав человека».

И здесь так лицемерно звучит продолжение подобной мысли: «Хотя мы будем сотрудничать с Китаем в представляющих взаимный интерес сферах, таких как изменение климата, мы сохраняем приверженность тому, чтобы иметь возможность эффективно конкурировать с Китаем на равных условиях. Кроме того, Канада и США продолжат сотрудничать в целях противодействия иностранному вмешательству в свои общества так, чтобы это отражало общие демократические ценности».

Напоминает ли это что-то? Практически идентично тексту итогового коммюнике недавно прошедшего саммита G7. Тут может быть только один вывод: в таких условиях, когда даже формулировки не шибко меняются, надеяться на «оттепель» весьма странно.

Китай все это понимает. А поэтому любые подобные речи, что называется, делит на 16, а то и на 116. Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Мао Нин, комментируя вдруг возникшую перспективу некоего улучшения, заявила журналистам: «Китай и США поддерживают необходимую связь. Однако теперь США заявляют, что хотят поговорить с китайской стороной, стремясь подавить Китай всеми возможными средствами и ввести санкции против китайских чиновников, учреждений и компаний… Есть ли искренность и значимость в подобном общении?»

И правда, есть ли?

«МК» попросил оценить перспективы улучшения китайско-американских отношений российского востоковеда Юрия Тавровского:

— Америка, понимая, что она в историческом плане проигрывает соревнование с Китаем, проводит двойственную политику. С одной стороны, она ужесточает военное, экономическое, научно-техническое давление на Китай, чтобы затормозить его продвижение вперед. С другой стороны, пытается оставить какие-то каналы связи для того, чтобы предотвратить какие-то случайные столкновения и недоразумения, которые все чаще случаются в районе Тайваня.

То, что сейчас происходит (визит министра торговли Китая, назначение нового посла, миролюбивые заявления Байдена), не ново. Так было уже не раз. Вспомните, был визит Нэнси Пелоси на Тайвань в августе прошлого года, после которого как раз и оборвались те тонкие ниточки, которые связывали Китай и Америку. КНР все механизмы закрыла. После этого произошла встреча Си Цзиньпина и Джо Байдена на Бали. Они договорились возобновить диалог по важнейшим направлениям, в Пекин должен был приехать госсекретарь Блинкен. Но тут появился большой белый шар, а все переговоры закончились.

Теперь отношения между двумя ядерными державами не могут быть все время на грани войны, поэтому Америка выступает инициатором, а Китай дозированно отвечает. Обратите внимание, что именно Байден пытается поговорить по телефону с Си Цзиньпином. У него это не получается. Именно американский министр обороны пытается поговорить со своим китайским коллегой. И тоже китайцы не снисходят до разговора с ним.

Тем не менее какие-то шаги происходят, особенно в торгово-экономической области. Но я боюсь, что даже эти признаки потепления, какой-то нормализации не будут очень долговечны. В Америке очень мощные силы, которые не заинтересованы в нормальных взаимоотношениях. Может повториться сценарий Нэнси Пелоси, потому что сейчас на Тайвань собрался ее наследник Кевин Маккарти (планировался его визит в Тайбэй, но тайваньцы упросили не прилетать и ограничиться встречей с Цай Инвэнь (президент Тайваня. — «МК») в какой-то библиотеке в окрестностях Лос-Анджелеса), он твердо намерен это сделать, потому что лавры Пелоси ему не дают спокойно спать. Если это состоится, то это опять отбросит китайско-американские отношения к стартовой позиции.

Поэтому все эти признаки, конечно, важны, но в долгосрочной перспективе отношения Америки и Китая будут только ухудшаться.

— Юрий Вадимович, возможно, это будет очень наивный вопрос, но все же. Если американская сторона знает, к чему приводят их необдуманные шаги по отношению к Китаю, почему они продолжают делать одно и то же?

— Во-первых, надежда умирает последней. Во-вторых, торговый оборот в 700 миллиардов долларов. В-третьих, политики должны все время придумывать что-то новое, выдвигать какие-то инициативы, чем-то заниматься. Таково мое видение.

— Вашингтон еще очень переживает, что у России и Китая получается выстраивать прочные отношения друг с другом, а вот у США — нет. Может ли это быть причиной того, что и Америка пытается создать иллюзию диалога с КНР?

– Думаю, значение российского фактора здесь не очень велико. Самое главное, что идет соревнование капитализма с американской спецификой и социализма с китайской спецификой. Это две очень мощные силы, у которых есть вооруженные силы, экономика и идеология. Думаю, американцы Россию считают второстепенной угрозой, а первостепенная угроза для них — это Китай.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах