«Можем ли мы оставить нацию на «усмотрение» электронных средств массовой информации — и дезинформации, поскольку в этой сфере, как мы знаем, сочетается и то, и другое?» Вопрос, заданный главой Комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексеем Пушковым, получил однозначный ответ в ходе прошедшего в четверг в верхней палате «круглого стола»: нет, без печатных изданий нацию оставлять нельзя. Но чтобы спасти их, придется приложить немало усилий.
Заявленная тема обсуждения звучала так: «Положение печатных СМИ в новой информационной среде: трудности и задачи». Положение, как явствовало из абсолютно всех выступлений, куда хуже губернаторского. Но это отнюдь не повод списывать прессу со счетов.
«Цифровая эпоха не должна означать гибели печатных средств массовой информации, — убежден Алексей Пушков, выступивший в качестве модератора дискуссии. — Разговоры о том, что вся пресса должна уйти в Интернет, опровергается и мировым опытом, и должно быть опровергнуто российским опытом... Это элементы материальной культуры. Никакое общение с экраном не заменит общение с печатным изданием».
Главный редактор «МК», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев подчеркнул большое политическое и социальное значение печатной прессы: «Люди пожилого возраста предпочитают традиционные средства массовой информации. Именно пожилое население нашей страны является основными подписчиками, пользователями печатных СМИ. А мы их откидываем, пытаемся загнать в интернет-пространство, где они плохо ориентируются и зачастую попадают в руки недобросовестных блогеров».
Главред «МК» по пунктам перечислил проблемы, стоящие перед российской прессой. Это, в частности, резкое сокращение рекламных доходов, вызванное уходом из России крупнейших иностранных рекламодателей и существенным сокращением бюджетов российских производителей. Это «вымирание» газетных киосков. «Киосковая сеть гибнет, исчезает», — констатировал главред «МК». Это повышение почтовых тарифов, ведущее к удорожанию подписки и как следствие — к сокращению числа подписчиков.
Это рост затрат на производство печатной продукции. «Значительная часть полиграфических материалов — мелованная бумага, краски, офсетная резина, полиграфические пластины, химические добавки — являются импортными, — пояснил Гусев. — И существенно подорожали на фоне санкционных ограничений из-за ухода с российского рынка традиционных поставщиков, нарушения основных мировых логистических маршрутов и колебания курса российского рубля». Что же касается полиграфической техники, то российской вообще нет.
Дополнительное подорожание вызвано отказом кабмина продлевать срок действия нулевых ставок ввозных пошлин на эти виды товаров, введенные год назад. «Правительство считает, что в полиграфии за год все нормализовалось, но это не так», — заметил главред «МК».
По мнению Павла Гусева, таможенные пошлины на ввоз импортных материалов для полиграфической отрасли необходимо вновь обнулить. И срочно заняться решением вопроса импортозамещения: «В такой стране, как Россия, которая имеет многолетние читательские традиции и огромное количество потребителей печатной продукции, стратегически недопустимо отсутствие собственных мощностей по производству полиграфических красок, вспомогательной химии, полиграфических пластин».
Кроме того, Гусев предлагает отменить экологический сбор для редакций печатных изданий («это просто устаревшая глупость»), а редакции электронных СМИ приравнять в части льгот к IT-компаниям.
Гласом региональной прессы стало выступление главного редактора районной газеты «Призыв» (Республика Мордовия) Альфрида Васькина. Которое точнее назвать гласом вопиющего в глубинке. По словам Васькина, ситуация близка к катастрофе.
«Обращаюсь от имени редакторов самой низовой, региональной печати, с надеждой на решение проблем, которые могут привести к краху периодики сельских районов, — заявил главред «Призыва». — До 2021 году мы получали весомую поддержку Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, что помогало перекрывать те убытки, о которых говорили выше. К сожалению, в связи с ликвидацией агентства господдержка сократилась в разы...
Своими силами справиться с создавшимся положением коллективам районных газет нереально. Необходимо укрепить господдержку на федеральном уровне. Выходом из сложившейся ситуации может стать создание федеральной программы развития районных СМИ... Без поддержки на федеральном уровне сельские районные газеты обречены».
Выступившая следом сенатор Ольга Ковитиди полностью согласилась с идеей госпрограммы. Не вполне согласилась только с чересчур узкими, по ее мнению, рамками: «Это должна быть федеральная целевая программа, которая нацелена не только на сельские СМИ».
Необходимость государственной поддержки прессы сенатор объяснила так: «За любовь нужно платить. За любовь к истине, за любовь к тому, что происходит на самом деле, мы должны заплатить». Правда, понимание истины у сенатора достаточно своеобразное. По ее словам, стране остро не хватает сегодня «целостной системы информационной пропаганды» и цензуры: «Не должна газета содержать насилие, не должны быть отражены такие события, которые противоречат сегодня всем тем процессам, которые осуществляются в государстве».
«Тема не заглохнет», — заверил присутствовавших Алексей Пушков. По итогам обсуждения будет создана «небольшая рабочая группа», которая обобщит высказанные предложения, после чего, по замыслу главы «информационной» комиссии Совфеда, последует соответствующее обращение верхней палаты к руководству правительства: «Считаю, что это надо выводить на политический уровень».
Один из членов рабочей группы уже известен. «Я сразу хочу пригласить в нее Павла Николаевича (Гусева. — «МК»)», — сообщил Пушков. По словам сенатора, доклад главреда «МК» «вполне может стать основой нашей деятельности».