Пока в закрытом до понедельника (из-за саммита) Парке мира, посвященном американской атомной бомбардировке Хиросимы в 1945 году, лидеры Группы семи фотографируются, традиционно сажают деревья и ведут переговоры (главными объектами которых становятся Россия и Китай), за пределами этого «мирка» на улицы вышли сотни протестующих японцев.
Выступать против проведения саммита в Хиросиме граждане начали еще 15 мая. Протестующие, в том числе студенты университетов и члены семей жертв атомной бомбардировки, держали в руках плакаты с лозунгами «Нет саммиту G7» и «Конференция на тему войны». Протестующие выкрикивали лозунги «Никаких переговоров между японскими и американскими лидерами» и «Вывод военных баз США из Японии».
Не стала исключением и пятница – день непосредственного начала конференции лидеров «семерки». Лозунги весьма конкретные: «Нет империалистическому саммиту G7!», «Нет атомной войне!», «Не позволим агрессивную войну с Китаем!»…
Смысл недовольств понятен. Мало кто обратил внимание, но накануне саммита (а информация об этом появилась 10 мая), министр иностранных дел Японии Ёсимаса Хаяси заявил, что Токио ведет переговоры об открытии в стране офиса связи НАТО – первого в своем роде в Азии. Дипломат, конечно, винит в таком решении Москву, мол, из-за начала спецоперации России на Украине, Японии «пришлось переосмыслить региональную безопасность»: «То, что происходит в Восточной Европе, не ограничивается только вопросом Восточной Европы, и это напрямую влияет на ситуацию здесь, в Тихоокеанском регионе. Вот почему сотрудничество между нами в Восточной Азии и НАТО становится… все более важным».
Памятуя, что одним из главных вопросов саммита становится поиск мер по противодействию КНР, выглядит все весьма подозрительно. Это заметили и в Пекине. По заявлению официального представителя МИД КНР Мао Нин, «Азия – перспективная земля для сотрудничества и очаг мирного развития. Он не должен быть площадкой для тех, кто ищет геополитических баталий. Продвижение НАТО на восток и вмешательство в дела Азиатско-Тихоокеанского региона определенно подорвет региональный мир и стабильность».
А что ж еще остается делать, если в вопросе экономического «обуздания» Китая западные лидеры консенсуса не находят. Вспомнить можно даже случай с президентом Франции Макроном, который в прошлом месяце провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Трехдневный визит так «впечатлил» французского лидера, что он ненароком выпалил вполне трезвую мысль: «Хуже всего было бы думать, что мы, европейцы, должны быть чьими-то последователями в этом вопросе и приспосабливаться к американскому ритму и чрезмерной реакции Китая». Чуть позже, выступая уже в Нидерландах, Макрон повторил то, что произнес после китайского турне – Франция не будет слепо действовать за возглавляемыми США сторонниками жесткой линии в конфликте из-за Тайваня.
Это, конечно, очень огорчило как США, так и их верных союзников. Но вот незадача – саммит G7, а там уже надо находить общие договоренности в китайском вопросе, хотя это оказалось весьма трудной задачей.
«Понятно, почему у лидеров G7 такие сложности с Китаем, существует значительная зависимость Евросоюза, да и Америки, от китайской экономики. – поясняет доцент кафедры европейского права МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин. – Например, зависимость от российской экономики заключалась только в газе и нефти, а с КНР у них широкоформатные экономические связи. Посмотрите, какую группу товаров Китай поставляет в Европу. В любом европейском магазине можно найти огромное число китайских изделий: телефоны, компьютеры, телевизоры, стиральные машины… Этим всем европейцы пользуются. Как мы знаем, продукция Китая сейчас достаточно хорошего качества и недорогая, поэтому европейцы с удовольствием в целях экономии и в принципе покупают китайские изделия.
И вот представьте на секунду, что вдруг начнется торговая война ЕС с Китаем (Евросоюз может закрыть заводы, приостановить на время производство, а КНР прекратит поставку товаров первой необходимости). Взаимозависимость экономик очень высокая. Даже когда Урсула фон дер Ляйен с Макроном ездили в Китай, то глава Еврокомиссии тогда сказала, что сейчас надо относиться с пониманием к тому, что экономическая зависимость с Китаем растет, и мы должны делать все, чтобы эту зависимость уменьшать. Просто-напросто разорвать сегодняшние связи между Китаем и Европой смерти подобно. Это резко ударит по каждому европейцу и жизненному уровню вообще».
Эксперт отметил, что Америка (еще один член «Большой семерки») приняла решение не передавать Китаю новейшие разработки. Таким образом США пытаются ограничить доступ КНР к этим технологиям, но проблема для Запада заключается в том, что сам Китай научился производить новейшие технологии.
«Западные лидеры понимают, что Китай – главный союзник России. Они в этом направлении будут тоже давить, – комментирует Николай Топорнин. – Но на Пекин сложнее давить, чем, например, на Казахстан. Поэтому с КНР не все так однозначно. С Китаем, мне кажется, будет действовать более долгоиграющая программа западного сообщества, просчитанная на десятилетия вперед. Они не пойдут на какие-то радикальные меры и резкие движения сейчас, но стратегия понятна – Китай для них теперь главный оппонент».
Факт того, что Япония заявила о проведении переговоров по открытию офиса связи НАТО, может быть исторически обусловленной реакцией Токио, считает эксперт. В военном отношении, по словам политолога, Япония ничего не может противопоставить Китаю, поэтому у этой страны есть единственная возможность рассчитывать на военный «зонтик» США – соглашаться на предлагаемую помощь.
Несомненно, что в отношении России (да это никто и не скрывал) Запад решил абсолютно точно усилить санкционное давление. В день начала саммита лидеров G7, Великобритания ввела санкции против 86 российских граждан и компаний. В список вошли подконтрольные «Росатому» организации, ряд банков и другие компании. Лондон также запретил импорт российского алюминия, никеля и меди. Ограничительные меры введены и против 24 лиц и компаний, связанных с транспортными услугами, в отношении судоходных компаний и оборонных предприятий.
А вот США накануне заявили, что от них в новый пакет антироссийских санкций войдут около 300 компаний, лиц, судов и самолетов, экспортные ограничения коснутся 70 предприятий России и других стран.
«Это будет значительным усилием, которое существенно ограничит доступ России к товарам, необходимым для поддержания боевых возможностей», – сказал представитель администрации США, подчеркнув, что новые ограничения коснутся в том числе компаний, задействованных в попытках обойти действующие санкции в Европе, на Ближнем Востоке и Азии. Насколько опасны станут для России эти меры, которые активно будут муссировать лидеры «Большой семерки»?
«Самый жесткий сценарий не будет реализован, когда речь шла о том, чтобы вообще ограничить полностью весь экспорт в Россию, полностью закрыть дорогу всем западным товарам, – отмечает Николай Топорнин. – Но они решили расширить санкционный пакет, включив туда дополнительное число физических и юридических лиц, которые, по их мнению, связаны с конфликтом на Украине.
Во-вторых, хотят ограничить лазейки обхода санкций, понимая, что есть третьи страны, которые пропускают через свою территорию товары в Россию. Они хотят усилить ответственность за обход уже действующих санкций третьими странами. Также они хотят полностью закрыть транзит через Россию товаров двойного назначения, поскольку они считают, что РФ может их использовать в военных целях.
Будет очередное санкционное усиление, которое может негативно отразиться на нашей экономике. У нас есть недостаток в определенных группах товаров, например, поставки микрочипов и микропроцессоров последнего поколения. Могут возникнуть проблемы с поставками электронных компонентов иномарок так как эти категории товаров тоже подпадают под товары двойного назначения. Сейчас будут оказывать давление на наши дружественные страны (Казахстан, Киргизия, Таджикистан и так далее) с целью недопущения поставок через них. Придется, конечно, искать нетрадиционные пути обхода санкций. Но это становится все сложнее. Идея – все больше и больше подвергать Россию изоляции, чтобы РФ спровоцировать на завершение действий на Украине».
Что касается Незалежной, то этому вопросу традиционно отводится особое место. Плюс ко всему, не исключен и приезд самого Зеленского в Хиросиму лично, несмотря на то что украинская сторона не торопится это подтверждать. Так, СНБО Украины официально заявил, что президент все-таки не поедет на саммит G7, а примет участие в нем онлайн. Об этом же говорит и МИД Японии. Однако западные СМИ настойчиво утверждают о реальности такой перспективы.
Для чего нужно Зеленскому личное присутствие на саммите в Хиросиме? Что скрывается за этим шагом?
«Если он туда приедет, то это будет дополнительная демонстрация поддержки. Второе – наверное, с ним захотят поговорить о том, что дальше, – считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Например, многие говорят о возможности украинского контрнаступления, и стоит вопрос о том, будет ли оно. Если будет, то уже станут смотреть, какие это принесет результаты. Если его не будет в том виде, в котором ожидалось несколько месяцев назад или будут какие-то локальные действия, тогда надо, наверное, начнут подумывать о других вариантах.
Сейчас произошла утечка, что Америка начала посматривать на вариант заморозки конфликта. В общем, главный вопрос – что делать дальше.
Понятно, что поддерживают, дают оружие, в отношении России разрабатывают дополнительные санкции, но все помнят, что в США в 2024 году будут выборы. Там нужна какая-то определенность. В Великобритании будут выборы и, наверное, им тоже хотелось бы определенности, подвести хотя бы промежуточные итоги».
Сейчас, по мнению политолога, не примут никаких серьезных решений, но они хотят понять ближайшие перспективы Украины. И уже из этого разработают маршрутную карту дальнейших действий Запада: «Сейчас уже просматривают варианты того, что произойдет, если у Украины не серьезных успехов. С президентом страны эти варианты тоже будут проговариваться. В официальной повестке этого не будет, по итогам саммита никаких неожиданных заявлений не сделают (скажут о продолжении поддержки Киева), но в любом случае просматривают разные варианты».
А что для Зеленского? Громких «перемог» не видать, вспомнить даже факт недавних дней, когда российские силы уничтожили американский ЗРК Patriot в ходе массированного воздушного удара по целям в Киеве. Неужели после этого, лидер Незалежной решил воспользоваться шансом доказать, что он достоин неоскудевающей поддержки Запада в виде очередной пачки вооружений?
«Это шанс, конечно, но убедить можно конкретными результатами. На сегодняшний момент понятно, что до воскресенья результатов добиться не удастся, но убедить можно, объяснив, что он будет делать и в какое время, – комментирует Алексей Макаркин. – С одной стороны, это, конечно, поддержка в информационном публичном пространстве, а с другой стороны – спрос».
Совсем не вяжется со всеми этими планами то, что происходит в первый день саммита: лидеры G7 возложили цветы к мемориалу жертв американской атомной бомбардировки Хиросимы (при этом, лидер страны-виновницы Джо Байден даже и не подумал извиняться перед народом Японии), хозяин саммита премьер-министр Японии Фумио Кисида и его жена Юко приветствовали лидеров и их супругов у входа в городской Мемориальный музей мира, где они увидели наглядные напоминания о нападении на город 6 августа 1945 года и его ужасные последствия, посадка саженцев сакуры…
Все они с жалобой в лице рассматривали действительно ужасающие экспонаты музея, в том числе сгоревшую и разорванную одежду, обгоревшее содержимое детской коробки для завтрака и пряди человеческих волос людей, подвергшихся воздействию радиации.
Как заявил Кисида, «я надеюсь, что здесь, в Хиросиме, «Большая семерка» и лидеры из других стран продемонстрируют свою приверженность миру, который останется в истории»… Но вспомним слова из выступления премьер-министра Великобритании Риши Сунака, произнесенном на полях встречи в Хиросиме: «России необходимо знать, что мы и другие страны остаемся непоколебимыми в нашей решимости поддерживать Украину».
Поддержка известна, ведь она не исключает и снарядов с обедненным ураном, применение которых для Лондона стало обыденностью, несмотря на губительное воздействие их применения. Но кто об этом упоминает. Тут даже предложенные принимающей стороной традиционные лепешки окономияки, устрицы, маринованный лосось, японский морской окунь и куриный баллотин, а также лимонный семифреддо, который подается с цитрусовым кремом и саке и много чего другого из меню саммита весьма хорошо усвоятся у лидеров «Большой семерки». И не так важно, что в месте, где должны помнить о важности мира, Запад совсем про него забыл.