МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Раскрыты детали использования Пентагоном искусственного интеллекта против России на Украине

ИИ аккумулирует данные разведки и разрабатывает планы операций

С появлением генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в виде программ ChatGPT и Bing AI вопрос об использовании информационных технологий в вооруженных силах снова встал на повестку дня. Футурист Абишур Пракаш объяснил индийскому изданию «Analytics India Magazine»: «Глобальная цель США заключается в том, чтобы создать ИИ, способный координировать действия всех своих вооруженных сил. Он станет основой, от которой будет зависеть вся армия США».

Фото: ru.wikipedia.org

В Пентагоне за разработку ИИ ответственны два человека – гражданский чиновник Крейг Мартелл и военный Мэтт Штроймер. Доктор компьютерных наук Мартелл был назначен директором Министерства обороны США по цифровым технологиям и искусственному интеллекту в 2022 году. До этого Мартелл руководил разработкой машинного обучения в различных коммерческих фирмах (например, в области каршеринга) и обучал морских офицеров ВМФ США информатике больше десяти лет.

По сведениям индийского журнала «Analytics India Magazine», специализирующегося на проблемах искусственного интеллекта, бюджет подразделения Крейга на 2023 год составляет $600 млн.

Второй ответственный за разработку ИИ – полковник Штроймер. Если Мартелл как гражданское лицо занимается исключительно теорией, то Штроймер внедряет новые информационные технологии на практике и руководит военными учениями для испытания возможностей искусственного интеллекта.

В 2021 году он дал интервью изданию «Breaking Defence», в котором рассказал о проекте JADC2 – «Совместном управлении и контроле во всех областях», который реализуется под руководством Северного командования США. По сведениям американских аналитиков, проект Пентагона был создан для противодействия России и Китаю.

Во время прошлых военных учений Штроймер решил, что ИИ должен не только анализировать обстановку на поле боя, но и прогнозировать, что может произойти при столкновении с противником: «Мы передали ИИ информацию сигнальной разведки, электронной разведки и снимки со спутников, после чего тот сгенерировал план действий предполагаемого противника и составил варианты упреждающей атаки».

Опасность заключается в том, что цена ошибки искусственного интеллекта непомерно высока. Компьютеру достаточно неправильно высчитать проходимость войск по какой-либо местности или недооценить моральное состояние войск и их готовность стоять до конца, после чего наступление с высоким шансом успеха на экране монитора в реальности обернется колоссальными жертвами.

Полковник Мэтт Штроймер также сообщил о разработке трех систем ИИ для Пентагона. Первая - Pathfinder, или «Следопыт». Она вычисляет предполагаемые действия сил противника на основе объединенных данных с военных радаров.

Вторая система ИИ, пока еще прототип, на основе данных с военных, разведывательных и коммерческих спутников должна будет просчитывать намерения вооруженных сил враждебных США стран, например, России и Китая. «Мы всегда будем знать, чем они занимаются каждый день в военных штабах, на аэродромах и военно-морских базах, и понимать, когда противник начнет готовить нападение», - заявляет Мэтт Штроймер.

Соединенные Штаты имеют в космической сфере огромное преимущество перед Россией, если учитывать, что в ходе проекта развития низкоорбитальной спутниковой связи Starlink Илона Маска количество американских спутников превысило 3000. При этом у России общее число спутников — порядка 150.

Третья система ИИ, разрабатываемая Штроймером, называется «Инструментом совместной работы между командами». Объединив данные первых двух систем ИИ, эта программа создает виртуальную 3D-картину поля боя в режиме реального времени, чтобы все американские командиры могли принимать решения на основе одних и тех же данных.

Некоторые из этих систем ИИ пока что значатся всего лишь прототипами. Это связано с тем, что американские разработчики искусственного интеллекта регулярно терпят поражения в ежедневных боях с самой обычной бюрократией. На посвященной вопросам информационных технологий конференции Мартелл пожаловался на отсутствие координации с Пентагоном, что существенно тормозит исследование ИИ: «Моя команда затрачивает очень много энергии на то, чтобы добиться от министерства обороны доступа к качественным данным».

Вице-адмирал Джеффри Трасслер, возглавлявший военно-морскую разведку США, сообщил в интервью о плохой координации американских ведомств друг с другом в 2022 году: «Проще говоря, JADC2 – это способ получить информацию из миллионов источников, определить самое главное и передать командирам или пилотам истребителей за короткие сроки. Но так как у каждого подразделения есть собственная система ИИ, вооруженные силы США не могут скоординировать усилия для выполнения одной цели: армия проводит эксперименты с проектом «Конвергенция», авиация тем временем разрабатывает «Продвинутую Боевую Систему Управления», а ВМС и вовсе держит проект «Превосходство» в полном секрете от других родов войск».

Однако несмотря на все трудности и риски разработки искусственного интеллекта, страна, которая первой начнет использовать ИИ в качестве полноценного «командира» или «генштаба», получит гораздо больше вариантов тактик наступления на поле боя и более качественную разведку сил противника. Если мы не сможем развить эти технологии первыми, то нам необходимо придумать методы противодействия американскому искусственному интеллекту.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах