- По разным оценкам в прошлом году страну покинули 1,2-1,5 миллиона человек. Что, на ваш взгляд, должно предпринять правительство, чтобы у этих людей возникло желание вернуться назад?
- Прежде всего действия властей должны отвечать ожиданиям этих людей.
- Вы говорите сейчас о каких-то материальных благах, которые следует посулить возвращенцам?
- Нет, речь идет не столько о благах, сколько о привычном образе жизни. Например, о свободе путешествовать по миру. Но, к сожалению, это не зависит от нашего правительства. Потому что Россия ни от кого свои границы не закрывала. Поэтому не все пожелания можно выполнить.
- Чем же тогда мы можем завлечь обратно уехавших соотечественников?
- Во-первых, страна может помочь им решить их финансовые проблемы. Если предложить им нормальные зарплаты, пообещать льготы по налогам, предложить льготную ипотеку, то уже многие захотят вернуться. Во-вторых, не нужно думать, что нам совсем нечего противопоставить Западу. Например, такого развитого цифрового сервиса, как у нас, нет в других странах. Многие, кто уехал, были неприятно удивлены, что там нет ни привычной службы курьерской доставки, которая работает 24/7, ни сайта Госуслуг, через который, не выходя из дома, можно оформить любой документ. Все это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Потом многие из уехавших столкнулись за границей с мошенниками при аренде квартир, плюс отличия в менталитете наших людей и западных. На всех этих «плюсах» и «минусах» можно умело сыграть, так что дело не только в раздаче пряников.
- И все-таки без «пряников» не обойтись, вот только сможем ли мы конкурировать по уровню зарплат с западными компаниями?
- Если честно, я не сторонник такого переманивания и подкупа специалистов, даже очень ценных. Как бы мы ни умасливали «уехавших», как говорится, насильно мил не будешь. По-моему, нужно просто создать нормальные условия труда, а дальше пусть сам человек решает, где ему жить и работать. Все-таки на первом месте должна стоять любовь к Родине, а не меркантильный интерес. Иначе он так и будет все время относиться к стране, своей компании потребительски.
- Какие еще меры воздействия на релокантов вы можете предложить?
- Мне кажется, в первую очередь льготы и преференции должны быть у тех, кто остался, а не у тех, кто уехал. Пусть специалисты, работающие в стране, если их профессия позволяет, по собственному желанию выбирают, как им работать - на удаленке или в офисе. А вот к релокантам должен быть иной подход, здесь главное – безопасность компании. Все зависит от той сферы, где трудится человек, который релоцировался. Ведь никто не знает, куда и кому он сливает служебную информацию. А вообще я против того, чтобы выделять отдельных специалистов, даже очень высоко квалифицированных как некий золотой резерв, иначе мы обидим остальной коллектив. Отношения в компании должны быть ко всем сотрудникам ровные.
Еще бы я предложил разработать и ввести долгосрочную политику государства и общества в отношении своих граждан, чтобы таких моментов – не понравился-уехал – вообще не возникало.
- Да, но как этого достичь?
- Нужно воспитывать у членов нашего общества и в первую очередь у молодежи позитивное отношение к стране, к тем изменениям, которые происходят. Тогда люди не будут так спонтанно принимать решение об отъезде. Но это, конечно, долгосрочная политика, она должна быть рассчитана на 5-7-10 лет вперед.
- А если нужен быстрый эффект?
- В этом случае кроме льгот и высоких зарплат предложить больше нечего.
- Разве наши компании могут конкурировать с западными по уровню финансовой мотивации сотрудников?
— Это сложный вопрос. На Западе все привыкли жить взаймы, в кредит. Для нас такая долговая нагрузка неприемлема.
- Так чем же мы можем привлечь своих уехавших, а тем более зарубежных специалистов?
- Да хотя бы расценками на услуги ЖКХ. Я недавно разговаривал с нашим соотечественником из Прибалтики. Сейчас русским там особенно тяжело живется, поэтому семья этого мужчины решила перебраться в Россию. Он советовался со мной по поводу покупки жилья, и для него было полной неожиданностью то, что плата за ЖКХ в России в несколько раз ниже, чем в его стране. Так что преимущества у нас есть, нужно лишь правильно их преподнести тем, кого мы хотим вернуть или привлечь в Россию.