Корреспондент «МК» в зоне СВО пообщалась с танкистом-добровольцем, который уже выходил победителем в танковом бою с западным танком, и узнала, почему Т-90 называют «умной машиной», сколько времени нужно экипажу, чтобы освоить новый танк, а также как эта бронемашина проявила себя в боях с «Леопардами» и «Челленджерами».
Доброволец с позывным «Малай» на передовой – практически с самого начала спецоперации. До СВО работал в транспортной компании, отвечал за логистику, а сейчас – командир танкового взвода. Говорит, надоело оставаться в стороне и по телевизору смотреть на все происходящее. Домой уезжал только по ранению, после восстановления сразу вернулся обратно, к боевым товарищам.
С танками познакомился в учебке перед отправкой в зону СВО. Ранее не доводилось управлять. Но, как признается сам военный, ничего особо сложного в этом не оказалось. Сначала был Т-72, потом пересел на современный Т-90 – основной боевой танк нашей армии и гордость отечественного танкостроения.
«Малай» рассказывает, что преимущество Т-90 над предыдущими моделями заключается в большой прицельной дальности стрельбы, которая увеличилась более чем в два раза. Если на предшественниках она составляла всего два километра, то на современном российском танке – уже пять и более. Танкисты могут стрелять и по навесной траектории, с закрытых позиций. В этом случае дальность увеличивается до десяти километров.
На Т-90 есть система ориентирования. Танк быстрее наводится, а значит, и боевую задачу может выполнить быстрее. А в бою, как известно, каждая секунда дорога.
В плане защиты боевой машины, по словам бойца, многие вопросы тоже решены. Благодаря этому обеспечивается выживаемость экипажа при попадании снаряда противника. По его словам, хорошо защищен двигатель.
– Что она собой представляет – защита танка?
– Во-первых, это динамическая защита. При попадании она срабатывает первой и гасит поражающую силу снаряда.
По словам танкиста, Т-90 – не только хорошо защищенная, но и очень «умная» машина. Если автоматика «засекает», что в танк целится противник, то башня автоматически поворачивается в сторону, откуда будет произведен выстрел. Больше работает бортовой компьютер, чем человек.
– Сложно переучиваться на Т-90, пересев с другого танка?
– Нет, совершенно не сложно. Достаточно двух недель, чтобы узнать машину и полностью пройти обучение.
«Малай» рассказывает, что, несмотря на то, что Украина устроила настоящую показуху из-за поставок в ВСУ западных танков, ни в какое сравнение с нашим Т-90 они не идут, как бы их ни нахваливали.
– Немецкий «Леопард» вообще нам не угроза, – поясняет военный. – Даже предыдущие модели наших танков вполне справятся с ним. «Челленджер», конечно, машина посерьезнее, но из-за своей медлительности и большой массы тоже не может тягаться с нами: мы работаем быстрее.
Про западные танки «Малай» знает не понаслышке. Говорит, доводилось познакомиться с британской громадиной на поле боя еще в октябре прошлого года, когда танкисты выполняли задачи на Угледарском направлении.
– И как прошла встреча?
– Прошла удачно для нас, – улыбается танкист, – а для противника, как понимаете, не очень. Мы не только уничтожили вражеский танк, но и взяли в плен командира.
Но больше всего «Малаю» запомнился другой случай, когда боевая машина на деле продемонстрировала, что экипажу в таком танке, как Т-90, практически ничего не страшно.
– При выполнении одной из боевых задач наш танк был подбит. От попадания двух кумулятивных снарядов в правую сторону башни произошло возгорание. Но броня выдержала, и машина осталась на ходу, а экипаж не пострадал вообще. Сработала система пожаротушения, благодаря этому танкисты добрались до озера, где и смогли полностью потушить танк.
– Если танк горит снаружи, то и внутри он ведь должен тоже нагреваться?
– Чтобы это произошло, танк должен минимум два часа гореть. Система пожаротушения отработала на отлично, затушила двигатель и боевое отделение. Через два месяца после ремонта этот танк вернулся в строй.