МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт Суконкин назвал главные достоинства лучшего вертолета СВО

«Аллигатор» доказал превосходство над «Ночным охотником»

Специальная военная операция помогла высветить лучшие боевые качества различных образцов вооружения, в том числе тех, которые с трудом пробивали себе дорогу в войска. Один из примеров — ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор», историю создания которого простой не назовешь.

Фото: Михаил Ковалев

Прототипом «Аллигатора» был вертолет Ка-50 «Черная акула» разработки КБ имени Камова. Фирменный знак вертолетов семейства «Ка» – соосные винты. Этим они отличаются, например, от вертолетов КБ имени Миля, которые имеют несущий и рулевой винты. Соосным вертолетам рулевой винт на хвостовой балке не нужен, поскольку управляется вертолет синхронным наклоном вращающихся в противоположные стороны несущих, расположенных один над другим винтов.

Такая особенность конструкции, помимо того, что облегчает управление вертолетом, позволяет уменьшить его габариты. Неслучайно практически все отечественные палубные вертолеты ВМФ, для которых компактность очень важна, — это соосные машины фирмы «Камов».

Как раз «флотская» биография камовских вертолетов сослужила плохую службу созданному для Сухопутных войск ударному вертолету Ка-50. Несмотря на то что он выиграл тендер на ударный вертолет для армейской авиации, чистой победы ему не досталось.

Ведь получалось, что «морская» фирма покусилась на заказы Московского вертолетного завода имени Миля, занимавшегося как раз сухопутной тематикой. Началась настоящая битва проектов. «Милевцы» изо всех сил продавливали свой проект ударного вертолета Ми-28Н «Ночной охотник», который должен был прийти на смену Ми-24.

В конце концов, очевидно, «сухопутные» лоббисты «милевцев» продавили довольно спорное решение: оставить в армейской авиации два конкурирующих проекта – детище КБ имени Камова, который трансформировался из управлявшегося одним летчиком Ка-50 в Ка-52, с экипажем из двух человек (пилот и штурман-оператор), а также милевскую машину Ми-28.

Среди неоспоримых достоинств Ка-52 — уникальная система катапультирования экипажа. Она гораздо сложнее, к примеру, самолетной, поскольку перед срабатыванием катапульты под креслом летчика должны автоматически отстреливаться лопасти несущих винтов, чтобы пилоты не попали в «мясорубку».

А «Ночному охотнику» пришлось долго бороться с «детскими болезнями». На вооружение принят уже усовершенствованный вариант Ми-28НМ. Боевые машины прошли обкатку в Сирии, сейчас участвуют в СВО.

Как раз спецоперация, по мнению экспертов, выявила лучше боевые качества «Аллигатора». Об этом написал в своем канале военный эксперт Алексей Суконкин. Он вспомнил, как много лет назад генеральный конструктор фирмы «Камов», Герой России Сергей Михеев рассказывал ему, «что современное видение боя подразумевает обязательное наличие на боевом вертолёте бортового комплекса обороны, способного активно подавлять головки зенитных ракет».

«Да, дорого, но эти системы обязательно должны быть, – отметил Алексей Суконкин. – И «камовцы» шли на это».

В частности, на Ка-52 установлен бортовой комплекс обороны Л-370 «Витебск». Его предназначение – предупреждать экипаж о том, что вертолет попал в радиолокационный или лазерный прицел противника.

«Витебск» автоматически обнаруживает пуск ракеты по вертолету и активирует применение пассивных помех – отстрел инфракрасных ловушек и дипольных отражателей. Кроме того, автоматически включается активная защита в инфракрасном и радиодиапазонах, которая «сводит с ума» головки самонаведения ракет противника.

Система предупреждает оператора о ракурсе атаки и характере угрозы, например о пуске ракет, радиолокационном или лазерном облучении.

При этом, отмечает Суконкин, «милевцы» на таких устройствах «экономили». В частности, на Ми-28 «всё было хорошо» без бортового комплекса обороны, без системы катапультирования, без ГОЭС (гиростабилизированная оптико-электронная система), без РЛС».

«А сколько было споров на эту тему...» – сетует эксперт.

По его словам, боевые действия «мгновенно показали и доказали, кто оказался прав». «Каждый Ми-28, который я видел на Донбассе, летал только в сопровождении Ка-52. Под прикрытием «Витебска», стоящего на «Аллигаторе». Сегодня Ка-52 - это лучшая машина...» – заключает эксперт.

Его поддерживает автор канала fighterbomber, который показал видео, на котором видно, как Ка-52 уходит от двух атак переносного зенитного ракетного комплекса благодаря применению бортового комплекса обороны «Витебск».

«Витебск» должен стоять на каждом вертолете армейской авиации, выполняющем боевые вылеты, – заключает автор поста. – Все лица, тормозящие процесс установки комплекса на вертолетах, должны рассматриваться на действия по статье «саботаж» и «диверсия» вне зависимости от должности, звания и наличия каких угодно государственных наград».

Собственно, такой подход касается любого оружия, которое используется в СВО. Единственным «лоббистом» при его принятии на вооружение должна быть боевая эффективность. И тогда войска действительно получат то, что им необходимо для победы.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах