Противник, в свою очередь, по словам эксперта, понимая свою уязвимость, перед последним «наступом» стал широко использовать имитацию - выставляет надувные макеты артиллерийских установок и танков. Некоторые макеты имитируют даже электромагнитное тепловое излучение, а личный состав создает видимость обслуживания этой техники.
Напомним, в ночь на пятницу российские войска нанесли несколько ракетных ударов по целям в Запорожье. Местные власти заявили об атаке на объекты критической инфраструктуры. Кроме того, в области российская авиация и артиллерия поразили скопление сил противника в населенных пунктах Ольговское, Гуляй Поле и Ореховое. На южном участке фронта наши войска нанесли удары по личному составу и технике ВСУ в Степановке и Антоновке.
По словам военного эксперта, директора Музея ПВО Юрия Кнутова, одну из важнейших ролей сейчас играет разведка. От ее данных зависит успех в нанесении ударов по ВСУ:
- Сегодня цель ударов Воздушно-космических сил — максимальное поражение инфраструктуры украинской армии, а именно уничтожение складов и техники, которая может принять участие в будущем наступлении. Но учитывая большое рассредоточение украинских войск, боевой техники и складов, их не так просто выявить.
Если количество техники небольшое, то, конечно, в этих случаях наносить удары нецелесообразно. Лучше поберечь ракеты и беспилотники-«камикадзе» до начала главного наступления ВСУ и сосредоточения войск противника. И как раз в этот момент нанести ему максимальное поражение. Поэтому тактика выбрана разумная: поражать только наиболее значимые цели и те цели, которые на сто процентов подтверждены данными разведки.
По словам эксперта, Украина широко использует фальшивые танки и артиллерию, чтобы запутать наших разведчиков:
- Мы знаем, что Украины сейчас широко использует макеты техники, ложные позиции для того, чтобы ввести нас в заблуждение, чтобы мы наносили удары не по реальным самоходкам, танкам или пусковым установкам ракет, а по их макетам, которые порой даже имитируют соответствующее электромагнитное и тепловое излучение. Определять, где ложные цели, а где реальные - задача серьезная, и ею занимаются наши разведывательные структуры.
По словам эксперта, надувные «фальшивки» у противника довольно высокого качества.
- Макеты, как правило, внешне соответствуют оригиналу, по крайне мере, с расстояния в 200 метров, их сложно отличить от реальной техники, - сказал он. - У них есть макеты бронетехники, танки, самоходные артиллерийские установки. Иногда даже личный состав имитирует бурную деятельность обслуживания этой техники, якобы, это реальная позиция. Не по стрельбе, конечно, потому что из нее стрелять невозможно.
Перед началом наступления противнику все равно придется раскрыть карты, и реальные скопления боевой техники, которая сейчас рассредоточена и замаскирована, окажутся как на ладони. Эксперт уверен, что противник это прекрасно понимает и делает ставки на натовскую систему ПВО.
- Это комплексы «Гепард», например, - сказал он. – Но, на мой взгляд, это не столь эффективные немецкие зенитные установки, достаточно старые, способные работать только по крылатым ракетам и беспилотникам типа «Герань». Но они не способны действовать по более современным ракетам «воздух-поверхность». Я уже не говорю о реактивных системах залпового огня либо артиллерийских снарядах. Поэтому сейчас Украина и добивается от НАТО как можно больше поставок зенитных ракетных комплексов.
Юрий Кнутов также отметил, что прикрыть скопления западной техники перед наступлением теми системами ПВО, что имеются, противнику не удастся. По словам эксперта, для надежного прикрытия ВСУ нужны «сотни таких систем, но их не будет».
- Поэтому ВСУ придумывают разные варианты для того, чтобы обеспечить прорыв не столько массированным сосредоточением техники, сколько ударами по нашим ближним тылам, разрушению логистических цепочек, командных пунктов, уничтожению узлов связи, - отметил он. - Но мы это тоже прекрасно понимаем и также рассредоточиваем склады, боевую технику. Командные пункты постоянно перемещаются и меняют свои позиции.
Противник делает ставку на дроны-камикадзе, разведывательные беспилотники. Но надо отдать должное, за последнее время наша система радиоэлектронной борьбы – РЭБ - стала еще более совершенной. Сейчас она способна работать во всем диапазоне частот, подавляя каналы управления и навигации большей части тех дронов, которые используют вооруженные формирования Украины. Дроны меняют, приходят новые, с другими частотами. Но наши системы РЭБ имеют очень широкий диапазон, поэтому сразу начинают работать и по новым беспилотникам, и по старым.