«Глава миссии и командующий силами UNIFIL генерал-майор Арольдо Лазаро разговаривает с властями по обе стороны «голубой линии», – сообщил изданию Newsweek пресс-секретарь миротворческих сил.
Временные силы Организации Объединенных Наций - это многонациональный контингент, состоящий примерно из 10 тысяч военнослужащих-миротворцев из 47 стран, развернутый на напряженной израильско-ливанской границе, также известной как «Голубая линия».
По оценкам израильской армии (ЦАХАЛ), палестинскими группировками с территории Ливана через эту линию было выпущено по Израилю до 34 ракет. Представитель ЦАХАЛа Ричард Хехт заявил ранее в четверг, что 25 ракет были перехвачены.
Хотя представитель израильских военных прямо не назвал группировку, стоящую за ракетным нападением, но предположил, что оно, скорее всего, было совершено палестинскими группировками, потенциально связанными с базирующимися в Газе движением ХАМАС и т.д. Он также подозревает, что ливанской шиитской группировке «Хезболла» было известно об операции, и сказал, что ЦАХАЛ расследует потенциальную причастность Ирана.
Но, как сообщили Newsweek в иранском представительстве при ООН, подозрения в адрес Тегерана насчет причастности к обстрелам не соответствует действительности.
«Наши механизмы связи и координации задействованы в полной мере. Обе стороны заявили, что не хотят войны, - сказал представитель ооновского миротворческого контингента. – Действия, совершенные за последние сутки, опасны и чреваты серьезной эскалацией. Мы настоятельно призываем все стороны немедленно прекратить все действия по ту сторону «голубой линии»».
Армия обороны Израиля подтвердила проведение операции против Ливана, с которым Израиль формально остается в состоянии войны.
"ЦАХАЛ нанес удары по целям, включая объекты террористической инфраструктуры, принадлежащие террористической организации ХАМАС на юге Ливана", - говорится в заявлении израильских военных. – ЦАХАЛ не позволит террористической организации ХАМАС действовать на территории Ливана и возлагает на государство Ливан ответственность за каждый направленный огонь, исходящий с его территории".
Представитель ХАМАС в своем заявлении осудил «самым решительным образом вопиющую сионистскую агрессию против Ливана».
Удары, по словам представителя ХАМАСА, «подтвердили жестокость фашистского оккупационного руководства, его политику, которая угрожает миру и безопасности в регионе, нарушая суверенитет братских арабских стран», пишет Newsweek.
Показательно, что обмен ударами произошел после рейда израильских силовиков в мечети Аль-Акса в Иерусалиме. ЦАХАЛ заявляет, что рейды были проведены с целью устранения палестинских верующих, вооруженных петардами и камнями, которые забаррикадировались в комплексе, считающемся третьим по значимости священным местом в исламе, во время священного месяца Рамадан. Однако израильская операция вызвала осуждение в регионе и еще больше подстегнула растущую в течение года волну насилия в длящемся десятилетиями израильско-палестинском конфликте.
Заместитель официального представителя Госдепартамента США Ведант Патель осудил ракетные пуски из Ливана по Израилю и защитил, по его словам, "законное право Израиля защищать себя от всех форм агрессии" во время брифинга для прессы ранее в четверг. В то же время он сказал, что "мы обеспокоены сценами за пределами Иерусалима, и, с нашей точки зрения, абсолютно жизненно важно сохранить неприкосновенность святых мест".
ЦАХАЛ не ограничился ударами по южному Ливану, а также активно наносит удары по сектору Газа, откуда по Израилю постоянно ведется ракетный обстрел.
В ходе последней операции, объявленной вскоре после ударов, нанесенных в Ливане, ЦАХАЛ заявил, что "истребители нанесли удары по дополнительным целям, принадлежащим террористической организации ХАМАС в секторе Газа, включая шахту, ведущую к подземному комплексу, используемому для производства оружия, три дополнительных объекта по производству оружия и террористический туннель, принадлежащий террористической организации ХАМАС".
Поскольку израильско-палестинские столкновения разыгрываются на нескольких фронтах, ситуация начала приближаться к уровню нестабильности, наблюдавшемуся в мае 2021 года, когда разразился полномасштабный конфликт между израильской армией и базирующимися в Газе палестинскими группировками, поддержанный ракетным обстрелом как из Ливана, так и из Сирии. Двухнедельная война закончилась прекращением огня при посредничестве Египта, но насилие продолжало вспыхивать в течение последних двух лет.
Безопасность Израиля еще больше ухудшилась в последние недели, когда граждане сплотились против закона, предложенного администрацией премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который предоставил бы правительству беспрецедентный контроль над судебной системой.
На таком турбулентном фоне сомнительно, что Израиль будет доводить дело до полномасштабной войны против Газы или Ливана. Вполне вероятно, что, если с этих территорий не последует новых ракетных атак, израильские военные воздержатся от наступательных действий, то есть статус-кво в регионе в целом сохранится. Тем более, что новая эскалация конфликта на Ближнем Востоке грозила бы перечеркнуть усилия Израиля по налаживанию связей с арабским миром, включая нефтяные монархии Персидского залива.
Однако появившиеся в пятницу сообщения о гибели от рук нападавших на оккупированном Западном берегу реки Иордан двух израильских поселенцев (по данным службы скорой помощи, две женщины были убиты, а третья серьезно ранена), могут привести к новому всплеску взаимного насилия во взрывоопасном регионе.