К чему могут привести решения Биньямина Нетаньяху – разобрались с экспертом.
После долгих решений и уговоров Нетаньяху, кажется, всерьез готов приостановить дальнейшее продвижение вызвавшей масштабный гнев граждан судебной реформы. Во всяком случае, об этом заявили израильские СМИ со ссылкой на источник в партии «Ликуд». Первоначально ожидалось, что объявление прозвучит утром, но оно было отложено из-за беспорядков в правящей коалиции.
Наверное, все именно этого и ждали, особенно после увольнения главы минобороны Йоава Галанта, который стал первым и единственным министром, высказавшимся против судебной реформы и призвавшим правительство отказаться от своих планов.
К этому ранее призывал и президент страны Ицхак Герцог, прямо говоря, что Израиль из-за намерений кабинета министров «стоит на пороге гражданской войны». Рано утром в понедельник он написал в Твиттере: «Ради единства народа Израиля, ради ответственности я призываю Нетаньяху немедленно остановить законодательный процесс». Нужно понимать, что фигура президента в Израиле во многом формальная. Он может что-то настоятельно порекомендовать правительству, но последнее слово остается за премьером. И здесь возникает одна из главных проблем, которая и вызвала такие долгие колебания, – товарищи по правящей коалиции.
Только появилась новость о том, что Нетаньяху намерен приостановить продвижение реформы (фактически – на время заморозить), тут же послышался голос крайне правой Религиозной сионистской партии. Председатель комитета Кнессета по Конституции, закону и правосудию и один из инициаторов законодательства о судебных изменениях Симха Ротман призвал сторонников выступить с протестом против любого замораживания законопроекта.
Но на момент написания этого материала официального заявления лично от Биньямина Нетаньяху о замораживании судебной реформы не было, а возле Кнессета вновь собрались тысячи протестующих. Ко всеобщей забастовке решили присоединиться: крупнейший торговый центр, организация израильских прокуроров, был забит демонстрантами городской железнодорожный вокзал Хайфы…
Лидеры протестов в сфере высоких технологий также заявили о полной остановке технологической отрасли страны: «У нас нет другого выбора, кроме как закрыть израильскую индустрию высоких технологий. Мы еще не слышали, чтобы премьер-министр объявил о немедленном прекращении судебной реформы, несмотря на ужасный раскол нации». По всей стране были организованы автобусы для перевозки тысяч протестующих на запланированную массовую демонстрацию возле Кнессета.
По правде говоря, и сам Нетаньяху до последнего колебался. Например, в интервью Пирсу Моргану на канале Fox News премьер заявил, что проводимая его правительством реформа судебной системы «исправляет» «самостоятельный выбор» судей Верховного суда. Почему возникает такая неопределенность? Неужели любое решение Нетаньяху станет плохим?
«В принципе, есть несколько сценариев. Да, протесты действительно очень масштабные. Но на Нетаньяху оказывается давление со многих сторон, – поясняет научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская. – Да, протесты. Да, оппозиция, в том числе и члены «Ликуда», которые говорят, что нужно заморозить реформу и которые поддерживают Галанта. Но есть и те, которые говорят, что этого делать нельзя, потому что тогда они фактически согласятся с требованием протестующих и сделают это под давлением.
Есть два основных сценария – заморозка и продолжение реформы. В случае заморозки будет протест со стороны тех, кто выступает за продолжение реформы, во что бы то ни стало. Это в том числе министр юстиции Ярив Левин, который является одним из авторов реформы. Плюс, партия «Оцма Йехудит», которая уже сказала, что выйдет из правительства, если реформа будет заморожена. Конечно, вопрос о ее выходе остается открытым, но угроза есть.
Если реформу не замораживают, то уже не останавливается протест граждан. Протестующие, оппозиция, международная позиция (США и европейских стран) – это все факторы давления. Но для Нетаньяху более критична оппозиция ему внутри коалиции. То есть позиция каких-то членов «Ликуда», которые настаивают на диалоге. И тут вопрос, что он выберет. Это в любом случае продолжение кризиса. Не совсем понятно, как он может выйти из этой ситуации без ущерба как для коалиции, так и для себя. Риски для него есть в любом случае».
О международной позиции по протестам, которую упомянул наш эксперт, действительно есть любопытная информация. Как пишет Haaretz, официальные лица израильского правительства консультировались с польскими властями по плану пересмотра судебной системы. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский в интервью популярной польской радиостанции RMF. Две страны только недавно двинулись по пути нормализации отношений после долгой обиды по поводу Холокоста.
Не совсем ясно, почему именно с Польшей Израиль решил обсудить этот вопрос, ведь проблема, во многом, внутренняя. Например, замглавы МИД России Михаил Богданов заявил: «Мы не вмешиваемся. Конечно, с озабоченностью следим за обстановкой. Разумеется, это внутреннее дело. Главное, чтобы это не вылилось в серьезные проблемы, которые затрагивали бы безопасность, людей, наше посольство в Тель-Авиве, генконсульство в Хайфе».
Что касается однопартийцев, то здесь действительно есть раскол: одни призывают Нетаньяху чуть ли не уйти в отставку, а вот Ярив Левин (министр юстиции) занял, на удивление, более взвешенную позицию, подчеркнув, что он «будет уважать любое решение премьер-министра Нетаньяху о судебной реформе». Левин также призвал не перекладывать всю вину лишь на премьер-министра, а объединиться всей коалицией вокруг общей проблемы. Но готовы ли союзники идти на уступки?
Как утверждает Людмила Самарская, «большая часть не готова»: «Они продвигают эту реформу настолько активно, потому что в коалицию вошли партии, которые единодушно изменения поддерживают. Есть партии, которые готовы продвигать реформу любой ценой, есть те, которые готовы, в принципе, идти на компромисс. Но в правительстве действительно наблюдается раскол, и все еще остается вопрос, насколько глубже он будет становиться и к чему это в итоге приведет».
Реформа, из-за которой разгорелся сыр-бор, подразумевает план разрешить простому большинству в 61 голос в 120-местном Кнессете отменять почти любые решения Верховного суда, а также разрешить политикам назначать большинство судей в состав этого суда. Изменения были инициированы как раз министром юстиции Яривом Левином и главой парламентского комитета по законодательству и справедливости Симхой Ротманом. Считается, что инициаторы реформы испытывают давнюю ненависть к Верховному суду Израиля, который, по их мнению, слишком силен и предвзят по отношению к поселенческому движению, а также ультрарелигиозной общине Израиля. В частности, многие израильские правые так и не простили суду решений, связанных с односторонним уходом Израиля из сектора Газа в 2005 году.
Демонстранты также не забывают, что над самим Нетаньяху висит судебное разбирательство по делу о коррупции, которое премьер отвергает. Граждане считают, что продвигаемые меры (от которых официально Нетаньяху еще сам не отказывался) помогут ему избежать судебного преследования. Многие эксперты утверждают, что принятие закона приведет страну к беспрецедентному конституционному кризису, в рамках которого Верховный суд может отменить все или некоторые части законодательства, направленного на ограничение его полномочий, а правительство может принять решение не подчиняться. Критики нововведений указывают на то, что Верховный суд Израиля играет огромную роль сдержек и противовесов, поскольку в стране нет официальной конституции или второй законодательной палаты. А продвигаемые правительством изменения, по их мнению, ведут к подрыву демократических норм и верховенства закона.
В любом случае, новость о заморозке реформы пока звучала как обещание Нетаньяху своим партнерам по коалиции. В течение дня ожидается официальное выступление премьера по этому вопросу.