Чтобы ситуация не казалась уж совсем мрачной, вот вам свежий прогноз от доказавшего свое умение «ухватить истину за хвост» генерала Марка Милли.
Главный американский военный о планах официального Киева «вернуть Украину к границам 1991 года»: «Эта цель, заявленная президентом Зеленским, является слишком масштабной и чрезвычайно трудна для достижения военными средствами». «Слишком масштабно» и «чрезвычайно трудно» - все это вежливые эквивалента той оценки планов Зеленского, которую генерал Милли не может дать в силу соображений дипломатического политеса: шансов нет.
Но та же самая оценка - «шансов нет» - относится и к надеждам на скорое окончание военного конфликта.
В последние десятилетия мы в России выучили множество английских слов, которые без перевода понятны даже в самой глухом медвежьем углу страны. И вот какое слово стоит прибавить к этому списку: attrition - в буквальном переводе истощение, изнурение, износ.
Выдержка из свежего интервью покидающего свой пост в этом октябре генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга британской The Guardian. «США, Великобритания, Франция, Германия и другие западные государства должны быть готовы поддерживать Украину оружием, боеприпасами и запасными частями в течение длительного времени. Потребность в этом сохранится, потому что это война на истощение. Все зависит от способности промышленного потенциала сохранять необходимый уровень снабжения», - сказал генеральный секретарь.
В настоящее время боевые действия настолько интенсивны что использование Украиной артиллерийских снарядов - от 4000 до 7000 в день против 20 000 российских - опережает возможности западной промышленности.
«Текущие расходы боеприпасов выше, чем текущие темпы их производства», - сказал Столтенберг, хотя заключение новых контрактов означает, что ситуация меняется».
Напоминает знаменитое высказывание немецкого географа и антрополога Оскара Пешеля. Анализируя по свежим следам самое крупное сражение австро-прусской войны 1866 года - битву при Садове - он написал в своей газете «Заграница»: «Народное образование играет решающую роль в войне… Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
В конфликтах XIX века «решающую роль играло народное образование», а в конфликтах века XXI века ту же самую роль играет уже оборонная промышленность. Разумеется, такая постановка вопроса - сильное упрощение. «Мотором» роста политического и военного влияния сначала Пруссии, а затем объединенной Германии в позапрошлом веке был резкий рост возможностей ВПК этих государственных образований.
Но сейчас разговор идет не об этом. Разговор идет об абсолютной готовности коллективного Запада подбрасывать в топку украинского конфликта нужное количество «топлива» в виде оружия, включая те его типы, которые в России считают запрещенными.
Заочный диалог Йенса Столтенберга и официальной Москвы. Генеральный секретарь НАТО о планах Великобритании отправить на Украину снаряды с обедненным ураном: «Члены НАТО следуют международным правилам и законам во всем, что они делают в поддержку Украины».
Начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов: «Изготовление боеприпасов с обедненным ураном используется гораздо чаще в тех странах, в которых имеются запасы урана, технология его переработки, а их применение планируется на чужой территории, когда нет необходимости задумываться об экологических последствиях».
На брифинге о последствиях поставки киевскому режиму боеприпасов с обедненным ураном Кириллов подчеркнул, что до настоящего времени «в вооруженных конфликтах боеприпасы из обедненного урана применялись исключительно странами НАТО».
После исключительно жестких слов Сергея Шойгу в начале этой недели ( «После заявления Великобритании о поставке Украине снарядов с обедненным ураном к ядерному столкновению остается «ступеней все меньше и меньше») мне казалось, что Запад, по крайней мере, возьмет паузу для оценки правильности решения об отправке на Украину снарядов с обедненным ураном.
Но, видимо, я снова оказался чрезмерным оптимистом. Включаю потому «режим реалиста»: никакого света в конце туннеля в плане скорого урегулирования украинского конфликта не просматривается. А если какой-то «свет в туннеле» все же виден, то это пламя пожара, вызванного новой эскалацией.