Президент Макрон ощутил всю силу гнева французов в четверг, когда протестующие собрались по всей стране, чтобы продемонстрировать свое несогласие с повышением пенсионного возраста с 62 до 64 лет, пишет The Guardian.
Профсоюзы утверждали, что по всей стране на акции протесты вышли 3,5 миллиона человек, в то время как власти дают цифры намного ниже - чуть менее 1,1 миллиона.
В Париже профсоюзные лидеры заявили, что рекордные 800 тысяч человек приняли участие в преимущественно мирном марше по городу (правда, полиция назвала цифру в 119 тысяч), чтобы потребовать от правительства отмены яростно оспариваемых изменений.
Однако национальный день действий был омрачен вспышками насилия и вандализма. В юго-западном городе Бордо была подожжена входная дверь мэрии, в то время как в Париже столкновения полиции и групп протестующих продолжались до поздней ночи.
В столице официальная демонстрация, в которой приняли участие представители самых разных слоев французского общества - молодые, пожилые, профессиональные, безработные, - стартовала с площади Бастилии ранним вечером и направилась к площади Оперы по Большим бульварам, главной дороге с востока на запад через северная часть центра Парижа.
Колонны французского профсоюза, несущих флаги и транспаранты, сопровождали их собственные стюарды, чтобы обеспечить безопасность. Толпа была плотной и сердитой на правительство и президента, но настроение также было праздничным и мотивировалось демонстрацией солидарности, отмечает The Guardian.
Но атмосферу испортила группа одетых в черное и маски молодых людей под названием casseurs (“громилы”), которые встали во главе марша и разрушали автобусные остановки, разбивали рекламные щиты, витрины магазинов, фасад McDonald's и газетные киоски, оставив за собой след из стекла и груды горящих мусорных баков на их пути. Смутьяны также выламывали камни из брусчатки, которые затем бросали в полицию.
Самые ожесточенные столкновения произошли на площади Оперы, а затем на площади Бастилии, где полиция попыталась разогнать бунтарей слезоточивым газом.
По сообщениям, женщине оторвало часть руки гранатой со слезоточивым газом в городе Руан, где, по данным полиции и профсоюзов, собралось от 14 800 до 23 000 протестующих. Крупные акции протеста прошли в Марселе, Лионе, Безансоне, Ренне и Арле, а также в других французских городах.
Еще до того, как центристское правительство президента Макрона протолкнуло пенсионные изменения через парламент в прошлый четверг, используя конституционную меру, которая позволила избежать голосования, за предыдущие недели на улицы вышло рекордное количество рабочих. В понедельник администрация Макрона чудом пережила вотум недоверия - девятью голосами в свою пользу, - но то, как был принят закон, подогрело общественные настроения, констатирует The Guardian.
В четверг полиция была уведомлена о более чем 200 акциях протеста по всей Франции и готовилась к массовой явке. Вдоль маршрута демонстраций в Париже витрины и двери банков и предприятий были заколочены ранним утром, а вдоль дорог были расставлены фургоны с полицией и жандармерией.
Многие протестующие, особенно молодежь, заявили, что их воодушевило выступление Макрона по телевидению в среду, в котором он заявил, что протесты “законные”, но не приведут к отмене закона, который не только повышает официальный пенсионный возраст, но и требует от работников вносить взносы к пенсионной системе в течение более длительных сроков.
Среди наиболее разгневанных были протестующие женщины, которые заявили, что новый закон стал двойным наказанием для тех, кто потратил время в своей карьере на воспитание детей и у кого больше шансов получить низкооплачиваемую и черную работу.
“Все злятся. Все считают этот закон несправедливым, но он особенно наказывает женщин, которые, как ожидается, произведут на свет будущие поколения нации, а затем обнаруживают, что их наказывают за это”, - цитирует The Guardian 46-летнюю соцработницу Мари.
А 51-летняя учительница Джульетта негодует: “Сегодня они хотят увеличить возраст выхода на пенсию до 64. А завтра будет 66, 67, 68? Нам говорят, что продолжительность жизни больше, но должны ли мы работать до тех пор, пока не упадем без чувств и нас не увезут в крематорий?”
Многие протестующие обвинили президента в проявлении “презрения и высокомерия” по отношению к тем, кто выступает против пенсионных изменений, которые были краеугольным камнем кампании Макрона по переизбранию в прошлом году.
В четверг вечером министр внутренних дел Жеральд Дарманен заявил, что большинство из 103 человек, арестованных в Париже в четверг, были “в основном молодыми людьми” и известными членами “ультралевых” группировок. Власти заявили, что более 120 полицейских и жандармов были ранены. Данных о количестве пострадавших протестующих не поступало.
Премьер-министр Элизабет Борн раскритиковала насилие. “Демонстрировать и добиваться того, чтобы чьи-то жалобы были услышаны, - это право. Насилие и разрушения, которые мы видели сегодня, неприемлемы”, - написала глава французского правительства в своем Твиттере.
Лидер радикальных левых Жан-Люк Меланшон призвал Макрона отозвать закон. Он сказал, что не согласен с насилием, но добавил: “Мы должны удвоить наши протесты и блокады. Во Франции ощущается тенденция к авторитаризму; многие люди начинают говорить, что сейчас это заходит слишком далеко”.
Широкомасштабные забастовки и промышленные забастовки привели к серьезным транспортным перебоям на дорогах и отмене рейсов. Власти аэропорта заявили, что протесты скажутся на рейсах на выходные: до 30% рейсов, запланированных на вылет из Орли, к югу от Парижа, отменены в пятницу и субботу, а также до 20% вылетов из Марселя, Бордо и Лиона. Протестующие заблокировали терминал 1 аэропорта имени Шарля де Голля к северу от Парижа в четверг утром.
Школы были закрыты, а колледжи заблокированы по всей Франции, в том числе в Париже, Руане, Марселе и Тулузе. Протестующие заблокировали въезд на автозаправочную станцию в Буш-дю-Роне.
В своем 30-минутном телеинтервью в среду Макрон исключил роспуск парламента, кадровые перестановки в своем центристском правительстве и отставку своего премьер-министра Элизабет Борн, как того требовала оппозиция. Он сказал, что сожалеет только о том, “что мне не удалось убедить людей в необходимости этой реформы”.
Валери Рабо, председатель фракции Социалистической партии в Национальном собрании, призвала Макрона организовать заключительные дебаты в парламенте до принятия закона о пенсиях. “Мы рассматриваем все варианты. Менее чем через год после избрания президента республики мы вступили в очень серьезный демократический кризис”, - сказала она.
Представитель профсоюза ВКТ Мари Бюиссон заявила радио France Info, что протестующие “полны решимости”. “Поскольку закон был принят насильно,возник гнев, - сказала она. - Наша цель состоит в том, чтобы максимальное количество людей прекратило работу”.