Кортеж с китайским лидером прибыл на территорию Кремля в 15.15. Автомобиль Си Цзиньпина подкатил к главному входу в Большой Кремлевский дворец. Си вышел из машины и проследовал по парадной лестнице в окружении почетного караула.
Встреча глав России и Китая состоялась в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Стратегические партнеры и, теперь уже можно говорить с уверенностью, добрые друзья прошли навстречу друг другу из разных концов зала, поздоровались крепким рукопожатием и после двухминутной фотосессии удалились для переговоров в узком формате, без прессы, лишних ушей и глаз. Хотя никаких заявлений для прессы во время и после приветственной фотосессии не последовало, возможно, Путин и Си послали мировой общественности невербальный сигнал. Оба лидера были одеты в черные костюмы с галстуками практически одинакового бордового цвета. То есть на уровне дресс-кода их взгляды и позиции почти идентичны.
По дороге к залу переговоров российский лидер едва заметно кивал, приветствуя членов китайской делегации. Настроение у Путина было хорошим, но сдержанным: он явно был настроен на деловой лад, а по выражению лица президента было понятно — разговор будет о чем-то очень важном.
О чем именно беседовали участники переговоров в первые два часа встречи, можно лишь догадываться — эта часть переговоров была закрытой.
Около пяти вечера сотрудники пресс-службы вновь стали собирать телеоператоров на съемку: с минуты на минуту должны были стартовать переговоры в расширенном составе, с делегациями от обоих государств.
С российской стороны в переговорах приняли участие зампред Совбеза Дмитрий Медведев, глава МИД Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу. Также Москву представляли первый зампред правительства Андрей Белоусов, вице-премьеры Татьяна Голикова, Александр Новак, Юрий Трутнев. Вице-премьеры представляли возглавляемые каждым из них межправительственные российско-китайские комиссии: по инвестиционному, гуманитарному, энергетическому сотрудничеству, а также комиссию по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока КНР. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, который в понедельник встречал Си Цзиньпина по прилете в Москву, также за столом переговоров как сопредседатель двусторонней комиссии по подготовке регулярных встреч глав государств. Кроме того, с российской стороны в зале от экономического блока кабмина — глава Минэка Максим Решетников, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и министр транспорта Виталий Савельев. От ключевых госкорпораций — глава «Роскосмоса» Юрий Борисов и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.
Примечательно, что китайских делегатов на этом этапе переговорного трека оказалось больше, чем российских. Впрочем, такая же пропорция наблюдалась и среди журналистов: представителей СМИ из КНР было несколько больше, чем их российских коллег. Причем репортеры из Поднебесной в ожидании начала переговоров решили не терять времени даром и стали брать блиц-интервью у журналистов из России. Больше всего сотрудников китайской прессы волновали ожидания коллег из Москвы от предстоящих переговоров и впечатления от уже прошедшего первого дня визита Си в российскую столицу.
На старте открытой части Путин и Си подвели предварительные итоги переговоров и наметили траекторию дальнейшего движения. Больше, конечно, российский лидер говорил об экономике: совместное развитие Дальнего Востока, газопровод «Сила Сибири», создание совместного рабочего органа для развития Северного морского пути, перезапуск туризма после пандемии. «В России учится более 30 тысяч китайских студентов, — отметил Путин. — Хорошо, если впредь их станет еще больше».
Дальнейший отказ от доллара и евро тоже стал темой переговоров. Президент России подчеркнул, что сейчас 2/3 товарооборота между РФ и Китаем идет в рублях и юанях.
— Следует и далее поощрять эту практику, — заявил Путин и подчеркнул, что Россия выступает за использование юаня в торговле со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Кроме того, президент в своей речи подтвердил, что китайские компании не прочь занять место ушедшего с российского рынка западного бизнеса. Наконец, Путин в очередной раз напомнил о необходимости достижения технологического суверенитета и предложил вариант: надо сотрудничать с КНР по линии стратегического промышленного партнерства.
— Россия и Китай могут стать мировыми лидерами в области информационных технологий и искусственного интеллекта, — выразил уверенность президент.
В свою очередь Си Цзиньпин назвал российско-китайские отношения «здоровыми». Планы у Поднебесной поистине вселенского масштаба. По словам Си, Китай будет «всесторонне продвигать китайскую модернизацию».