МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

ВСУ собирают «кулак» из старых советских самолетов: рухлядь, но опасная

Полковник ПВО объяснил, что ждет украинскую авиацию во время наступления

В преддверии весеннего наступления ВСУ Киев приступил к переброске на Запорожское направление своей боевой авиации. Точнее, не своей, а западной. Конкретно – старых советских самолетов стран бывшего Варшавского Договора, теперь переданных Украине. А также вертолетов, которые американцы закупали в РФ для афганской армии, но не успели передать из-за падения режима.

Фото: Global Look Press

О том, как мы можем противостоять усилению авиагруппировки ВСУ в рамках весеннего наступления, «МК» рассказал экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (округ ПВО Москвы) полковник в запасе Сергей Хатылев.

Киев не скрывает, что через пару месяцев, когда подсохнет земля и появится «зеленка», ВСУ начнут наступление на южном направлении. Там сейчас концентрируется бронетехника, поставляемая Западом, а теперь еще – об этом сообщил член главного совета администрации региона Владимир Рогов – туда же началась переброска и боевой авиации, что говорит о серьезности намерений киевского руководства. Точнее – США.

Мы давно наблюдали за тем, как Зеленский твердил о необходимости поставок Украине самолетов. Это и понятно: наступать сухопутным войскам без авиационной поддержки с воздуха – дело глупое и безнадежное. Но американских F-16 или французских Rafale Зеленскому выпросить так и не удалось.

Вполне логично: украинских летчиков готовить долго, местные аэродромы для обслуживания западных машин не приспособлены. Базироваться натовские самолеты могли только в Польше, аэродромы которой сразу стали бы легитимными целями для наших ракет. Это означало бы вступление НАТО в «горячую» войну с Россией, чего на Западе так опасаются.

Но выход, как теперь понятно, для Киева все-таки был найден. Конечно, не лучший, но тут уж не до жиру. Под мощным натиском США и с обещанием скорых поставок своих самолетов бывшие страны Варшавского Договора наскребли у себя по сусекам последнее советские самолеты, которые после развала Союза до сих пор эксплуатировали.

Их ремонтировали, модернизировали, с большим трудом, через третьи страны доставали для них нужные запчасти. Многие давно уже ржавели на дальних стоянках аэродромов. И вот теперь получили «вторую жизнь» и отправляются на Украину.

Ясно, что прощание с этим металлоломом в Болгарии, Польше и Словакии не было слишком грустным. Скорее, наоборот. За то, что они довели эту рухлядь до возможности взлететь, этим странам обещано обновление авиапарка за счет американских машин. Правда, не сейчас. Возможно, позже.

Такая «светлая перспектива» не у всех в НАТО вызвала восторг. На днях премьер-министр Болгарии Кирил Петков открыто высказал недовольство, заявив, что у Болгарии самой недостаточно самолетов, а от нее в такой сложный момент еще требуют отдать их Киеву, а взамен – только обещания. Но кто будет слушать бурчание какого-то болгарского премьера в момент, когда на украинских просторах США готовят наступление? В этом случае слова «надо передать» - не просьба, а приказ.

Сколько и чего конкретно смогут передать страны Украине, не уточняется. Но если судить по тому, что обсуждалось раньше, расклад примерно такой: Болгария – 16 истребителей МиГ-29 и 14 штурмовиков Су-25, а Польша и Словакия – соответственно 28 и 12 МиГ-29. В общей сложности 70 самолетов.

Американцы тоже не остались в стороне. В очередном пакете помощи Киеву, кроме десятков гаубиц, тысяч артиллерийских снарядов, сотен бронетранспортеров, числятся еще и военно-транспортные вертолеты Ми-17 российского производства.

Контракт Рособоронэкспорта и Пентагона на поставку 21 вертолета Ми-17 был заключен 26 мая 2011 года в интересах армии Афганистана. В 2013-м подписано допсоглашение на 12 Ми-17В-5, а в 2013-м – еще одно соглашение на очередную партию из 30 машин.

Часть этих машин была в конце концов передана афганской армии. После прихода к власти в Кабуле талибов (признаны террористической организацией и запрещены в РФ) те вертолеты поступили в их распоряжение. Но часть вертолетов Ми-17 американцы передать не успели. Они-то теперь и переданы Киеву.

Каким количеством этих вертолетов поделятся с украинцами американцы, не ясно. Но жадничать они, похоже, не будут. Так что если сложить все известные цифры самолетов и вертолетов, да к ним еще добавить остатки авиатехники ВСУ, то можно предположить, что получится где-то под 200 единиц. Нет сомнения, что эта авиационная группировка серьезно осложнит обстановку на линии боевого соприкосновения. А, значит, работы российской ПВО прибавится.

- Если речь действительно идёт о таком количестве самолётов и вертолётов, - говорит полковник Хатылев, - и при этом все они будут сосредоточены на одном направлении и собраны в единый кулак, то Киев действительно может ожидать какого-то эффекта от применения этих сил.

- Ранее ВСУ уже пытались так действовать?

- Опыт всех предыдущих событий говорит о том, что таким образом украинцы авиацию не применяли. Что называется, экономили. Обычная картинка выглядела так: идёт МиГ-29, или Су-27 и один вертолёт. То есть они действовали мелкими группами, нанося удары по конкретным объектам. Массового использования авиации в любом случае не было. Но я подозреваю, что и не ожидается.

Несколько единиц самолетов и вертолетов – это для нашей ПВО практически одиночные цели, которые в течение последнего полугода уничтожались элементарно всеми нашими средствами ПВО, включая все типы комплексов. Никаких особых проблем по уничтожению этих целей для нас не существует.

- А если всё-таки рассматривать вариант, что ВСУ, поддерживая наступление своих войск из наземной группировки, рискнут применять массированные атаки авиации?

- Если будет применён массированный удар – плюс его будут прикрывать ещё и помехами, организовывая классическую воздушную операцию, то здесь могут возникнуть проблемы.

- Решаемые?

- В этом случае нам нужно будет осуществить перегруппировку сил и средств ПВО. Предположительно ВСУ планируют наступление в Запорожской области. Значит, в этом районе нам потребуется создать группировку ПВО, чтобы конкретно там мы могли им противодействовать.

- Но ведь и сейчас там есть наша группировка ПВО?

- Да, но пока силы ПВО растянуты по всей линии фронта. Большие комплексы защищают конкретные объекты. Комплексы сухопутных войск – несмотря на то, что войсковая ПВО недавно была переподчинена главкому ВКС – выполняют задачи, прикрывая свои войска и объекты, находящиеся рядом.

А для того, чтобы отражать массированный удар авиации, необходимо будет осуществить перегруппировку сил ПВО на ожидаемых направлениях наступления противника.

- Но если мы заранее знаем эти направления, понимаем где концентрируются силы, можем ли мы уже наносить удары по аэродромам и местам базирования авиации противника?

- Конечно же, после получения разведданных эти цели будут нами уничтожаться уже на аэродромах. Это, кстати, уже делалось и делается. Для этого может быть использовано не только высокоточное оружие, но и диверсионно-разведывательные группы.

Возможные стоянки самолётов должны быть выведенной из строя огневыми средствами российской авиации. А если расстояние позволяет, то и средствами реактивной артиллерии – «Ураганами» и «Смерчами». Удары могут наноситься и по тем участкам шоссе, которые ВСУ планируют использовать как взлётные полосы для своей авиации. Я считаю, что это будет сделано в преддверии подготовки украинского наступления.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах