«Тема законопроектов деликатная, так как касается участников СВО. У членов семей пропавших без вести солдат возникают юридические проблемы, которые необходимо незамедлительно решать, но не всегда это возможно сделать при помощи общих норм. Из-за бюрократических проволочек они не всегда могут вовремя получать выплаты, социальные льготы, вступить в наследство», — объяснил журналистам один из авторов, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»).
Ситуаций, когда есть все основания для выдачи справки о смерти и последующей выдачи органами загса свидетельства о смерти, эти инициативы не касаются. Речь идет о случаях, когда тела погибшего и бесспорных свидетельств его смерти нет и безвестно отсутствующим или умершим гражданина вправе признать только суд на основании правил, прописанных в Гражданском кодексе.
По общим правилам объявить человека безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц (обычно это родственники) можно, если в течение года нет никаких сведений о месте пребывания пропавшего там, где он зарегистрирован. Группа сенаторов и депутатов предлагает применять эти общие правила «с учетом особенностей», если речь идет об участниках специальной военной операции на территории Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и о тех, кто пропал в ходе «вооруженных провокаций» на границе России или в регионах РФ, прилегающих к зоне боевых действий, то есть мирных жителях тоже. Так вот, подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующими граждан из вышеперечисленных категорий разрешат уже через полгода с момента получения последних известий о месте их пребывания. К заявлению будет прилагаться особая справка (порядок и сроки ее выдачи потом определит правительство). В справке, говорится в пояснительной записке, могут содержаться пояснения «касательно пребывания военнослужащего в расположении части и последующих обстоятельств, при которых военнослужащий пропал». Это позволит признавать безвестно отсутствующими тех, в отношении кого ни один из командиров или сослуживцев не готов подтвердить, что сам видел обстоятельства их смерти.
Что касается общих правил объявления гражданина умершим, то они прописаны в статье 45 ГК: суд вправе принять такое решение, если в месте жительства пропавшего нет сведений о том, где он находится, в течение пяти лет. Если пропал гражданин при обстоятельствах, которые позволяют предположить, что он умер или погиб от несчастного случая (например, находился в сгоревшем здании, сидел в автомобиле, попавшем в смертельное ДТП), — умершим могут объявить и через шесть месяцев. Причем военнослужащие или граждане, пропавшие без вести в связи с военными действиями, обычно объявляются судом умершими «не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий».
Но применительно к участникам специальной военной операции или проживавшим в зонах боев или обстрелов эти общие правила действовать не будут. Дожидаться окончания военных действий и от этой даты отсчитывать два года их родственникам не потребуется: обращаться в суд с просьбой объявить человека умершим позволят через шесть месяцев. При этом опять же потребуется представить справку об обстоятельствах, которые дают основание предполагать гибель человека: такими обстоятельствами, например, могут быть пояснения командира подразделения или иных должностных лиц о том, что в обстановке боевых действий имело место попадание боевого снаряда в транспортное средство, в котором находился военнослужащий, однако извлечь тело военнослужащего, идентифицировать его и отправить в установленном порядке родным не было возможности, объясняют авторы. «Поскольку объявление гражданина умершим приравнивается по правовым последствиям к смерти, после вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим откроется наследство, а члены семьи военнослужащего смогут реализовать права на соответствующие социальные выплаты, гарантии и компенсации», — напоминают они.
Особые процедуры признания безвестно отсутствующим или погибшим применительно к участникам военной спецоперации заработают через месяц после того, как Госдума примет, Совет Федерации одобрит, а президент подпишет законы. Судя по всему, рассматривать их депутаты будут оперативно. Причем воспользоваться упрощенным порядком смогут родственники — или другие заинтересованные лица — всех тех, кто пропал после 24 февраля 2022 года.
Какого количества граждан могут коснуться инициативы сенаторов и депутатов — неизвестно. Последний раз данные о погибших в ходе специальной военной операции военнослужащих Министерство обороны сообщало в конце сентября прошлого года: 5937 человек. Число пропавших без вести не объявлялось ни разу.